Yan Ser (Alexandr Orlov)
05.08.1958 - умер 26.05.2018
Александр Евгеньевич Орлов (Ян Сер, Дед Алл) (родился 5 августа 1958, Ленинград, СССР — умер 26 мая 2018, Санкт-Петербург, Россия) — российский художник, пленник ленинградского андерграунда.

Вконтакте
Мой город
Монсарда
Борей
Невский 20


Биография и творчество

Родился в Ленинграде. После школы учился в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (мастер спорта по академической гребле). Параллельно, с 1982 года занимался живописью в мастерской художника Светослава Александровича Чернобай, входившего в Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ)

C 1984 г. участвует выставках в России и за рубежом. Ян Сер был в числе организаторов первой выставки художников арт-группы "Концессия" «Авангард на заборе», в 1988 году, уничтоженной КГБ СССР. Но, не признал манифест группы и искал путь к простому, интуитивно понятному файн-арту. Писал трактат по теории искусства, обосновывая ошибочность авангарда. "Люди не понимают абстрактные символы, они понимают только фигуратив - икону идеи".

Лауреат премии «Концессии плюс минус бесконечности» "За иконичность". (2018).

Участник гуманитарного фонда «Свободная культура (Пушкинская 10)»

Жил и работал в Петербурге, Гдове (Псковская область), Россия и в Стокгольме, Швеция.

Особенности творчества
Ян Сер (Александр Орлов) известен по выставкам в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Новосибирске, Томске (Россия) и в Стокгольме (Швеция). Псевдоним Ян от даосского Инь-Ян. Подчерунуто мужское начало.

Ян в интервью отвечал, что интерес к живописи у него проснулся в 15 лет в художественной школе - в 1973 году. В 1982 году (в возрасте 24 лет он знакомится со Светославом Чернобай (которому 33) и начинается их совместная художественная практика. Светослав - даос и концептуалист, требует от своего ученика сформулировать свои собственные чувства словом (концептом) и нарисовать это слово. В качестве примера приводит творческий метод Глеба Богомолова. До 1988 года, Ян находится под влиянием образного иконического языка этой живописной традиции.

В 1988 Глеб Богомолов посещает выставку Яна и констатирует что Ян "взломал" его метод. После чего Ян увлекается репликами искусства 1950-х годов. И ранее. Копирует метод Модильяни. Ян приходит к заключению, что его творчеством движут его чувства к женщинам и он рисует эти свои чувства. Возможно - как протест против общения с Тимуром Новиковым, его соседом в сквоте на Фонтанке 105.. Своим творчеством Ян как бы совместил несовместимые методы Глеба Богомолова и Тимура Новикова. В нечто среднее. Если такое вообще возможно.

Общение со Светославом продолжится до 2002 года. После одной из выставок они вдруг прекращают общение друг с другом и только в 2017 году, за год до смерти Яна Светослав передает ему респект и слова признания таланта. С 1988 года по 2002 год Ян участвует в арт-группе Концессия и совместно со Светославом Чернобай, Еленой Лиебич (Зайцевой) и другими участвует в совместных выставках и практикуется в паблик-арте, рисуя на стенах и мостах.

В 1990-е он переезжает на Пушкинскую 10-140. И круг его общения резко расширяется. Люциан Приходько. Боб Кошелохов. многие другие ленинградские художники. В 2010-х годах Ян отходит от круга общения авангардистов участвует в выставках с союзами художников. Две самостоятельные темы его творчества - городской пейзаж и женские портреты. Иконопись нитрокраской оставлена в 1988 году. Ян пишет невероятно много стихов о своих воображаемых любовных похождениях и научные трактаты об экзистенции в искусстве, но либо сжигает их в печке, когда холодно, либо рассылает всем свои друзьям и знакомым. Получить сначала записку (открытку), а затем и СМС от Яна - "я сижу на корточках, меня кормят с форточки" - было нормально.

Ян не стремился отобразить "дух времени" и вообще избегал, представляющегося ему подложным, любого пафоса. Вероятнее всего - в своих работах Ян Сер стремился передать мимолетное состояние своего собственного восприятия встретившемуся ему реального человека, фиксируя свои собственные впечатления и страсти в момент времени "здесь и сейчас".

Статья, опубликованная при жизни самим художником на своем сайте

Ян Сер: путь по… Ян родился в 1958 в Питере. В 15 лет занялся академической греблей, стал мастером спорта, а затем тренером. Но все это время была другая страсть к рисованию. В 1982 г. Ян познакомился со Светославом Чернобаем (тогда уже известным художником), и они начинают работать вместе. В 1988 г. на выставке "Авангард на заборе" Ян, Светослав и еще несколько художников объединяются в художественную группу КОНЦЕССИЯ. (из справки Владимировича Нилова, приведенной в буклете выставки "ЗВУКОВЫЕ ПУТИ КУЛЬТ РА")

сказка на ночь Художественная группа "Концессия" была образована в 1988 году. Первоначально в нее входили семь художников. По пути присоединялся еще один. Пока их не осталось трое. Ян Сер, Антон Тищенко, Светослав Чернобай. На счету концессии - шестнадцать выставок. Творчество Сера, Тищенко и Чернобая называют художественным аутсайдерством. А их произведения - "странными".
Насколько безумно? Настолько, чтобы концы не сходились с концами. Один из эпитетов свойства видеть несуществующее - необузданность. Где же логика? Логика - в одержимости. Творчеством. "Концессия". Сразу понимаешь, что что-то не так. Так ли уж важно - что? Важно, что мгновенно принимаешь это. Уже в процессе разглядывания или чтения. Вернее - именно в процессе восприятия. Как нож в масло, входишь в легкую, прозрачную прозу Ян Сера. Как иероглиф считываешь бессчетные знаки завитушек рисунков его и его партнеров. Послевкусия не остается. Вернемся к грекам. Почему там так чтили и уважали безумцев? Им доверяли. Их боялись. И еще - понимали, что их состояние - один из способов познания мира. И самого себя. Знак гармонии - соседство фигур Аполлона и Диониса. Ослепительный атлет - упорядоченность и ясность. А этот вечно женственный и чрезмерно трусливый тип вовсе не безобиден. Вскормленный хмельным молочком хтонических сказок, в отсутствии своего старшего товарища, он готов ввергнуть мир в хаос. Самым простым было бы сказать, что "это помогает нам взглянуть на другой мир". Фигура речи. Пустое. Можно даже не ходить к помянутому Гойе. Рисунки концесьеров убеждают в обратном. Пристальнее. Не доверяете собственным ощущениям? Можно прибегнуть к примитивному (потому, как достаточно и такого) семиологическому анализу. Это они глядят на вас. Пугающее отсутствие выражения в этом взгляде. Видимо за ним, - что-то непередаваемое. Нам. Теперь вам не отделаться от этого впечатления. Андрей Кудряшов

Основные персональные выставки

Выставка в галерее Борей
Выставка-ян-сера-и-юлии-сопиной/ СПб ТСХ

Основные групповые выставки

* 1988 Выставка "Авангард на заборе", Невский проспект 32-34, Ленинград.

* 1990 Выставка "Психоделия без психоделиков", ДК студентов ленградского госуниверситета, Ленинград

* 1990 Выставка "Титаны русского возрождения" из коллекции Василия Истратова, ЦВЗ "Манеж", Ленинград.

* 1993 Выставка "Современный автопортрет", ЦВЗ "Манеж", Санкт-Петербург.

* 1993 Выставка "Мир религиозных образов - связь времен", ЦВЗ "Манеж", Санкт-Петербург.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website