Timur Novikov
родился 24.09.1958 - умер 23.05.2002
Тимур Петрович Новиков родился 24.09.1958, Ленинград, СССР, умер 23.05.2002 Санкт-Петербург, Россия — российский художник, представитель ленинградского андерграунда.

Вики
Вебсайт художника


Биография и творчество

Тимур Новиков был в числе организаторов первой выставки художников арт-группы "Концессия" «Авангард на заборе», в 1988 году, уничтоженной КГБ СССР. Жил и работал в Петербурге, Россия.

Тимур Новиков участвовал только в одной акции Концессии, нарисовав на школьном картоне, по линейке фломастером детский кораблик. Работа уничтожена КГБ СССР.

Лауреат премии «Концессии плюс минус бесконечности» "За ироничность". (2018).
Есть поверье, что когда человек умирает, последнее, что он успел увидеть в жизни повторяется для него вечность. Когда умирает целый народ, то последнее что он успел увидеть повторяется и повторяется и повторяется, обрастая самыми невероятными подробностями. Таким последним воспоминанием советского человека - вероятно - и стало творчества Тимура Новикова. Тогда его феномен в том, что просто некому больше думать и не о чем.

Тимур - умел формулировать мысль визуально и так четко, как сейчас не умеют многие кураторы. Подлинное бытие для него однозначно было в области четких определений словом. То есть артист, но не художник. Не живописец. И конечно, его краской была насмешка над глупцами. Был ли это постмодернизм? Сомнительно, ведь там совсем другой принцип, самоирония автора по поводу неспособности сформулировать свой собственный концепт. Здесь - точно наоборот.

Не раз он обстёбывал и нас. Авангард на заборе - его детский геометрический кораблик на заборе. Лекция С.Пузанова середины 1980-х о теории искусства на примере банки с гавном (нет фото) - стебная академия Тимура середины 1990-х (фото справа). Он как ассистент профессора на зачете у студентов, исправлял ошибки наших формулировок.
Покраска мостов Ян Сером и Леной Лиебич (Зайцевой) фото слева. - выставка на мосту (нет фото).Его протестный ролик против путча ГКЧП пародирует реальное заседание штаба Яна и Лены на Пушкинской 10-140. Первые два фото. Действительно смешно, но он и сам переигрывает. Возможно в Питере 1980-х не было никого, кого бы он не обстибал. Извините, поправил. У него была своя целевая аудитория которая ждала от него именно этого.
Ирония в 1980-е была короткой дорогой к сердцу молодого зрителя, но все-таки в художественной среде она считалась приемом запрещенным, откровенным китчем из теле-КВН и театральных капустников. Тимур впустил этот театр, вытравленный модернизмом - обратно в мастерскую художника. Задал новый тренд. И теперь - по меткому наблюдению Виталия Пацюкова - "живопись - театр изначально".

Слей сейчас воду, из всех этих нуль-разговоров об обновлении искусства - что останется? Ничего! Нуль-объект. Возможно, именно это он и хотел сказать. Единственная вера, что верить больше не во что. Но было ли это оригинально?

1980-е в Ленинграде были временем агонии ТЭИИ. Все таки, не смотря на отсутствие доказательств, следует вспомнить мнение, что ТЭИИ проект КГБ. Возможное альтернативное искусство альтернативой России, признаваемое Западом.

Уже в начале 1980-х стало ясно, что проект "от Лиссабона до Владивостока" - провалился и внезапно потребовалась новая, карнавальная идеология "пира во время чумы". В самой Европе модернизм тоже потерпел фиаско, а диалог с Европой был для новых властей очень важен, поэтому (вероятно) и возник социальный заказ на вот такой "постмодернизм". Ничего подобного в ТЭИИ просто не было. Только нарисованный театр. Как и в Академии.

Сай Твомбли в Риме завершал уничтожение последнего аспекта живописи - знака. Живопись теперь не означает ничего (фото ниже).
Понятно, что Тимур - в принципе - говорил о том же самом, что и Сай. Но не языком живописи. Он рисовал художниками. Без спросу, как пиратское ТВ. То есть, сейчас, его - возможно - назвали бы куратором. Играющим тренером. Тимур начертил границу между старым и новым, но сам ее так и не перешел.

Всегда существует диффузия между художественным группами. Где оригинал, а где фанфик - сложно разобрать. Некоторые работы Тимура сложно отличить от работ Олега Купцова (первые два фото), тоже художника-сквоттера, той же самой Фонтанки, тех же самых 1980-х. Уехавшего на 20 лет в Тибет.
Тимур из всего делал конфетку понятности и актуальности (третье фото). И в этом был его главный талант.

Из нашей компании, после выставки 1988 года с Тимуром общались Лена Лиебич и Ян Сер. Они были соседями в сквотте на Фонтанке.

Еще раз участники акции 1988 года встретились на выставке в 1993 году, "Современный автопортрет" в ЦВЗ "Манеж" в 1993 году, посвященной питерской сквотерской контр-культуре. Куратор Оксана Лысенко (она и сейчас работает в ГРМ - возглавляя отдел рам).

В 2016 году Олег Купцов умер и вся эта история окончательно стала историей. Все ее участники стали ангелами будущего. Даже те, кто пока еще жив. Даже если это будущее - то ли из романов братьев Стругацких, то ли из фантазий Ю.В.Андропова - не наступит уже н и к о г д а !
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website