Андрей Ханов
Воспоминания о Концесси
В 1990-м году в моей мастерской на площади Мира заседал ленинградский философский клуб, подобные заседания, там же, устраивали Светослав Чернобай и Ян, тогда еще не Сер - вечные спорщики, они уже 8 лет оспаривали представления друг друга об искусстве. В самый разгар спора я предлагал им взять краски и нарисовать то, что они хотели сказать друг другу на стене парадной.

Светослав начинал записывать на стенах символические стихи о своем концепте, а Ян принимался рисовать иконические образы своих страстей. Как это понял я сам.

В итоге они пришли к совместному концепту "Два крыла одной птицы", имея в виду символическую и иконическую форму одной и той же идеи подлинного бытия. Так в Ленинграде появились многокилометровые фигуративно-поэтические фрески. Это подлинная причина освоения Концессией уличного городского пространства: роспись стен, мостов, заборов и дорог - поиск правды творчества. Моя роль была - избавиться от спорщиков.

Когда Ян, в очередной раз поссорился со Светославом на почве разного понимания искусства, Светослав и Ян стали проводить сольные споры. В разное время. Но ровно также получали от меня пакеты с протекающей нитокраской, с которыми бегали по городу, раскрашивая его "линиями занебления". Светослав с белой красной, Ян с черной. В итоге - графитти пересеклись на мосту через Фонтанку и соединили мастерские оппонентов.

Однажды, в конце 1980-х Светослав пробегал с пакетом протекающей нитрокраски в парадной мимо свадьбы и не смог внятно объяснить ее участникам цель свой миссии, завязалась драка, все перепачкались краской, всех забрала милиция, через полчаса Светослава отпустили а всем участниками свадьбы дали 15 суток за то, что чинили препятствия работе художника.

По моему мнению адекватно восприняли идею свободы от догм только Тимур Новиков, создав свою стёбную академию (спародировав многие акции Концессии) и Лена Лиебич (Зайцева), которая провела несколько действительно протестных акций в Ленинграде и в Великом Новгороде. Также, возможно, воспоминания об акциях Концессии, спустя три десятилетия, воодушевили художника Павленского на ещё более радикальное исполнение идеи.

Антон Волин (Тищенко), находившейся в те годы на лечении у психиатра, также адекватно воспринял идею освобождения от нормы, просто вообразив себя "Йозефом Бойзом в СССР показывающему мертвому зайцу (живой собачке) места скопления агентов КГБ в интуристовских барах для иностранцев", средства для таких акций он брал в вечном огне, за что был арестован в Новгороде и осужден на принудительные общественные работы в течении 15 суток в качестве обычного художника, участника выставки Концессии в местном музее.

В дни августовского путча 1991 года Я. Сер, Е.Лиебич, А.Киклевич и я расписали около 400 метров шоссе близ университетского комплекса в Петергофе. Собственно, мое участие было только в том, что я помог отнести краски как можно дальше от своей мастерской. Дело в том, то незадолго до этого мою мастерскую на территории университетского кампуса уже посетили местные художники Николай Вейнерт и Владислав Могилевский и раскрасили стекла мастерской цветными надписями ЛСД! ПСП! В качестве объяснения администрации кампуса мне пришлось проводить выставку "Психоделия без психоделиков". Творчество - как альтернатива наркотикам. Надписи удалось отстоять.

Собственное представление художника о норме творчества понималось нами тогда как "дискурс художника" (самообман, тюрьма для мысли). Подлинной целью творчества заявлялось освобождение от дискурса. Когда сказанное больше слов.

Что художник нарисовал, в таком освобожденном состоянии духа, то и есть подлинное искусство.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website