Александр Кувшинов
из рассказов А. Кувшинова "Горы Счастья" 2000,
После двухнедельных выступлений в краеведческом музее вся компания переехала в Академгородок, где действо продолжилось в зале Музея НГУ. К этому времени Андрею удалось отыскать свои картины, которые он писал маслом по холсту в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. Они хранились в запасниках новосибирского областного художественного музея, а также у частных лиц. И ребром встал вопрос: «Что теперь с этими картинами делать?». Подумав минут пять, Андрей предложил соорудить из картин Чум.... ...Не прошло и трех часов, как на площади перед университетом возвысился сверкающий золотом и всеми цветами радуги Чум... ...Снаружи Чума ходил озадаченный народ, разглядывая картины и экспозицию в целом..
На фото (слева направо) В.Панов, В.Рожков (Иваныч), А.Ханов
Из архива музея новосибирского университета: "1995-й. Этот год стал для истории Музея знаменательным и переломным. Выставке, которая была организована в этом году,по масштабам, наверное, не было равных. Это была археологическая выставка «Сибирская культура – связь времен».

Выставка отразила представление древних людей об устройстве мира, в основе которого – принцип трехмерности. Все было обтянуто тентом; внизу находились археологические экспонаты, средний «мир»был представлен копиями петроглифовнаскальных рисунков народов Сибири, а верхний уровень – картинами художника Андрея Ханова, который специально для этой выставки написал их. На открытии выставки выступили юная Пелагея Ханова и «Тихий театр» Александра Кувшинова

Это была одна из самых интересных выставок. А год этот стал переломным, после него мы твердо решили, что необходимо разнообразить «жизнь» нашего музея"

Как вдруг нам так захотелось чего-то хорошего, волшебного и праздничного, что мы сразу же вспомнили апрель '97 года, господина Ханова ..., в частности, сооружение Чистого Чума из картин уважаемого Ханова А. В. перед главным корпусом новосибирского государственного университета. «Эх, и славно было!» – подумали мы и погрузились в глубокое созерцание…

Поедем в горы счастья - сказал Андрей Ханов

...погрузилась в автомобиль УРАЛ-кунг, и путешествие началось! Запасливый Начальник Экспедиции захватил уйму пропитания и полтора ящика водки («для начала», как он выразился), и потому, мы немедленно налили и выпили за успех нашего веселого предприятия, не забыв поднести угощение духам дороги...

...На следующий день геологи ушли совершать свои загадочные «полевые» работы, а мы остались в лагере, гуляя, созерцая и отдыхая. После обеда решили двинуться дальше. Роль лоцмана-проводника взял на себя художник Ханов, знаток местных достопримечательностей. Он нам и сообщил, что невдалеке находится древняя обсерватория, точнее то, что от нее осталось спустя 5 тысяч лет. Мы, не долго думая, погрузились в машину и поехали...

...Через некоторое время мы очутились на плоской равнине меж невысоких круглых сопок. По всей равнине были расположены торчком стоявшие камни, являвшиеся, по утверждению Андрея, древними ориентирами чего-то там. Вереница таких ориентиров вела к горе, на вершине которой было некое подобие фрагмента крепостной стены естественного происхождения высотой 3 метра со щелью посередине. Сквозь щель можно было смотреть прямо на восток, в сторону восходящего солнца. А само солнце, восходя, светило сквозь щель на долину ориентиров, что-то там освещая и обозначая... ...В астрономии, как видите, я не силен, так что рассказываю обо всем своими словами. Но главное было не в этом. Андрей Ханов, будучи проводником, уселся в кабину водителя, а мы, расслабившись и отдавшись его руководящей воле, ехали в кунге, беседуя и отдыхая... .

..Вдруг мы почувствовали, что машина круто пошла в гору. Выглянув в окно, мы увидели убегающий вниз склон и справа от себя Гору Солнца. Удивившись такому смелому ходу, мы слегка забеспокоились и стали стучать в кабину, сомневаясь, стоит ли так делать. В ответ Андрей нас заверил, что, мол, ерунда, все так делают, «щас заедем на машине прямо наверх, вот будет здорово»! Я смотрел в окошко на проплывавшую мимо нас Гору Солнца, огорчаясь, что нам так быстро суждено расстаться: только заедем наверх, оглядимся и пора двигаться дальше, выполняя геологический маршрут. Однако не тут-то было. По мере того, как мы двигались вверх, уклон становился круче, скорость движения падала, пока, наконец, нас не стало отчетливо стаскивать вбок, намереваясь опрокинуть в складку меж двух отрогов. Тут уж мы забарабанили по кабине и заорали дикими голосами, и машина остановилась...

...Все вышли наружу и принялись осматривать ситуацию. А ситуация была еще та… Представьте себе автомобиль УРАЛ с кунгом, уцепившийся за склон горы под углом градусов 35. При этом склон полого уходит вправо вниз, где благополучно обрывается. Развернуться негде, задом сдавать нельзя, т.к. сразу потянет вниз и тогда останется только кувыркаться и кувыркаться еще метров 200. И что под конец такого кувыркания останется от машины и водителя, неизвестно...

...Почесав в головах и посетовав на нелепость происшедшего, решили действовать. Ханов побежал за трактором в деревню за 15 км, а мы придумали метод ручной кладки. Метод заключался в том, что мы стали таскать плоские камни и выкладывать ими землю позади машины т.о., чтобы приподнять ее правый бок. Выложив очередной кусок сантиметров 20 длиной, мы отходили, а водила осторожненько сдавал задом на выложенный плацдарм. Потом мы опять таскали камни и выкладывали их, потом он опять сдавал сантиметров 20 и т.д. Работа оказалась на редкость неторопливой и медитативной, зато основательной. Спустя пару часов стало очевидно, что машина сдвинулась на метр вниз и слегка выровнялась. К этому времени прибыл Андрей с трактористом. Тракторист с ужасом осмотрел ситуацию и категорически отказался даже подъезжать на тракторе к нашему авто, не говоря уже о том, чтобы тащить его вниз. Покачав еще с полчаса головой, он удалился в деревню, а мы продолжили возведение каменной трассы вдоль склона горы...

...Провозившись еще часов пять мы окончательно утомились. К тому же пошел реденький дождик. Машина продвинулась метра на 3 вниз и заметно выровнялась. Мы решили немного поспать, а утром продолжить работу. Поужинав холодной закуской и выпив по 100 грамм, мы улеглись на землю и укрылись большим куском брезента. Так и спали, слушая мерный шум дождя. Проснувшись с рассветом, мы обнаружили, что немного замерзли. Для сугреву принялись опять таскать камни, дело пошло веселее, т.к. мы отдохнули, к тому же рассвело. Каменная трасса составляла уже метров 10, а машина стояла практически ровно... Наконец, под бурные аплодисменты, водитель съехал вниз и остановился под горой. Стало очевидно, что сегодня мы уже никуда не поедем... (Ханов сказал, что спутали археологам все планы.. Долго же будут гадать археологи, какое астрономическое назначение было у этих десяти метров каменной кладки в 100 метрах от вершины горы-обсерватории...)

...Благополучно спустившись с горы Сундук, мы вышли на трассу, где довольно быстро поймали грузовик. После грузовика пересели на автобус, на котором и доехали до Абакана. В Абакане – по уже сложившейся традиции – пошли в краеведческий музей ... ... Для нас провели экскурсию, показали традиционные в таких случаях шаманские костюмы и засушенные бубны, после чего мы отбыли дальше, через Минусинск к Святой Горе Тепсей на берегу Енисея... ...Надо сказать, что Абакан и Минусинск – города-спутники, расположены рядом друг с другом: только один закончился, тут же начинается другой. На гору Тепсей мы поехали с шиком – на такси. Насколько я знаю, никто ни до, ни после, не прибывал на это место таким экстравагантным способом. Мы обогнули гору с севера и съехали на берег. На берегу было очень хорошо. Величаво нес свои воды Енисей, на другой стороне нахохлилась гора – жена дедушки Тепсея. Бытует предание, что в прежние времена Тепсей и его супруга жили вместе, но все время ссорились. Нрав у жены оказался скандальный, а добрый дедушка Тепсей все это спокойно сносил. Но от их ссор плохо было зверям и птицам, плохо было земле. Взмолились звери, птицы, травы и деревья: «Мамка Неба, а Мамка Неба, помоги нам! Совсем пропадает земля наша! От разлада и тяжбы стонет она! Сделай что-нибудь!». Посмотрела вниз Мамка Неба и видит: жена совсем от рук отбилась, от злобы трясется, ругается, кричит. Взяла тогда Мамка Неба воды Енисея и пустила промеж супругов, навеки их разделив. Осталась жена на другом \берегу одна-одинешенька. Вмиг остыл ее гнев. Холодно, одиноко ей стало. Енисей разлился широко: камня не перекинуть, рукой не достать. Только и остается теперь: стоять да смотреть на другой берег, на любимого мужа. Да кручиниться о напрасно потраченном времени.... ...А добрый дедушка Тепсей дает приют и травам, и деревьям, и зверям, и птицам, и людям. Прямо на берегу, метрах в 100 от того места, где мы остановились, стояли широкие столы, несколько машин, деревянная бытовка, палатки. То были минусинские рыбаки, приехавшие ловить большую рыбу. Но об этом мы узнали позже, а в тот вечер у нас не было сил куда-то идти и знакомиться, мы разбили палатку, развели костер и отправились под руководством Андрея поздороваться с добрыми духами... ...Надо сказать, что на горе в большом количестве имелись наскальные изображения зверей, людей, шаманов и даже «космонавтов», созданных в незапамятные времена. Андрей отвел нас к рисунку, изображавшему веселого человечка с усиками антенн на голове и бубном в руках. Мы выпили с ним водки ...

...В Минусинск мы отправились опять-таки с комфортом: на автомобиле «Нива», за рулем которого сидел тот самый квадратный мужчина, разбуженный нами в день знакомства с рыбацкой общиной. Он оказался эстонцем, приехавшим сюда жить несколько лет назад. «На Родину», - говорит, - «потянуло»... .. ...В музее нас ждали директор со товарищи, за накрытым столом. Стол был накрыт в небольшом флигельке, во внутреннем дворике музея, где по совместительству был кабинет директора. Потчевали нас домашним вином и чудесной минусинской водкой, производимой тут же, неподалеку, на основе чистейшей родниковой воды...

Когда все закончилось, мы отправились в гости к местному художнику Вячеславу, которого Андрей знал еще с прошлого приезда. Художники в Минусинске живут как святые: питаются, чем Бог подаст. Бог подает редко, в виде случайно залетевших интуристов, которые с радостью приобретают их картины за гроши. В остальное время художники питаются подножным кормом, умудряясь содержать при этом жен, детей и прочее хозяйство. Вячеслав жил в старом, дореволюционной постройки, доме, имевшем 2 этажа, несколько квартир и общий огород с сараем. Мастерская художника размещалась здесь же, в ней мы и расположились. Художник был нам искренне рад, а мы радовались в ответ,... ...Под оживленную беседу поспела каша с мясом, сваренная из наших походных запасов, сбегали, естественно, за водкой, и веселье продолжилось. Художник, хоть и отличался истощенностью внешнего облика, имел горячее сердце. Выпив водки, он разошелся не на шутку: включил музыку на полную катушку и принялся отплясывать танцы, громко подпевая песням советской эстрады. Я к этому времени уже устал и мечтал отойти ко сну, но таковой возможности не предоставлялось. Добрый хозяин на вопрос: «Где можно поспать?» широким жестом пригласил спать где угодно на просторе его мастерской. Мастерская имела два уровня и метров 9 площади. На первом уровне располагались краски, мольберты, холсты и шкаф, а на втором, в прохладе глинистого подвала, лежали камни, добытые Вячеславом с полей Хакассии и Красноярского края. Многие из них были вмурованы в стену подвала, и на них были изображения богов и таинственные письмена... ...Я прикинул, сколько нужно выпить водки, чтобы уснуть среди банкета и понял, что столько водки у нас просто нет. «Огород!» - спасительной молнией промелькнула мысль, - «огород-то свободен!». На мой вопрос, можно ли поспать в огороде, хозяин отреагировал совершенно спокойно и даровал свое согласие, при условии, что грядки останутся целы... ... Где-то между укропом и луком оказалась приличная дорожка, на которую я и залег с большим облегчением. Звуки музыки и песен доносились даже сюда, сквозь метровые стены древнего жилища. Убаюканный ими и мелко накрапывающим дождиком, я стал засыпать, и проснулся только на мгновение, чтобы увидеть, как рядом, на соседней тропинке устраивается Вова Панов...

...Следующий день оказался солнечным и веселым, и мы, обняв на прощание Вячеслава, взяли такси, закрепили на его крыше подаренную нам Вячеславом картину «Минусинская мадонна» и отправились на вокзал г. Абакан покупать железнодорожные билеты. Кроме билетов, на вокзале мы приобрели дюжину пива на оставшиеся деньги, и вскоре уже ехали в поезде домой, глядя на проплывающие горы, степи, вспоминая чудесные минуты нашего путешествия..
Музыка Александра Кувшинова "Бесконечное путешествие"
Исполнители: Александр Кувшинов, Василий Смоленцев, Владимир Панов, Александр Гирич, Дмитрий Чаплыгин. Картины А.Ханова.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website