андрей ханов
Что такое искусство
Архив разных мыслей
1
Подлинное бытие художника - свобода выбора композиции - метода, как ему быть понятым. Наше время лишает художника такого выбора, погружая в небытие обыденности. Новое искусство - протест против такой несудьбы, несвободы и небытия.
2
Все определения искусства (необыденности) и неискусства (обыденности) составляют координатную сетку карты мышления.

Открытие в том, что целевые аудитории прагматизма - это и есть дискурсы, это и есть разные правды тусовок, которые подменили собой подлинное бытие художника - свободу самому выбрать свою судьбу. Обыденность теперь - в этом.

Поиск художником даосско-конфуцианской гармонии судьбы и жизни больше невозможно. Все концептуальные основания разрушены. Но возможен поиск гармонии между дискусами - целевыми аудиториями. Метод прежний! Область применения - новая!

Все начинается сначала. Но, на новом витке погружения к размышление о сущности собственного восприятия жизни.

Внутри кристалла стихий мышления - открытого Конфуцием и Аристотелем - оказались банальные дискурсы, но они лишь вершины, оси координат, как, в свое время - такими виделись стихии, внутри у них совсем другой кристалл. А у тех другой. И так до бесконечности. Все сложнее и сложнее. Эволюция человека в последовательном освоении этого пространства собственного мышления.

Новое искусство сделало это новое мировоззрение - понятным.
3
Искусство - всегда проест против обыденности. Насколько меняется концепция обыденности - настолько меняется и искусство - иное по отношению к обыденности.

У искусства, как и у обыденности множество граней, однажды проявившись в нашей картине мира - они уже никуда не исчезают. Мечта любого художника - открыть новую грань мышления человека, и сделать еще хотя-бы один шаг к пониманию нас всех Богом.

Трудности жизни VS мир духов.

В совсем древние времена обыденностью была пещера, охота, тяжелая в общем-то жизнь, а искусство было путешествием в иной, по отношению к такой обыденности, мир духов. Искусство было у шамана.

Затем, обыденным стало раболепие, искусство было у господина.

Риторика VS метафора жизни.

Во времена античности, обыденностью был софизм, обман более сильным мышлением - более слабого. А искусство, иллюстрируя концепты аналитической философии - воодушевляло видениями подлинного бытия (метафорами жизни). Древне-греческие художники рисовали не людей, а концепты подлинной жизни людей.

Пирамида власти VS облака свободы над ней.
Затем, в 11-15 веках, обыденностью стала социальная структура, во всех своих проявлениях (богословском, феодальном, научном, социальном). Искусство стало протестом против четко очерченных форм, что и как следует изображать художнику. Использование фейбука не по назначению. Его назначение проявлять метафору структуры. Задача художника использовать фейсбук как-то совсем по другому.

Обыденность 18-го - 20-го веков - научное мировззрение, средняя температура по больнице, модерн, академизм - усреднение метафоры живописи до нарисованного театра. Искусство модернизма - протест против усреднения метафоры. Искусство у актера театра абсурда. Один прорубает дыры в сцене-холсте (П.Сезанн), другой меняет сцену и задник местами (Д.Поллок), третий - подвергает сомнению буквы, которыми записаны реплики актеров (С.Твомбли). В 2012 году - разрушено и высмеяно все. В 1990-х высмеян сам художник (концепт Тимура Новикова)

В конце 19-го века появляется новый вариант обыденности - американский прагматизм. По началу он сам протест и авангард, беспредметная абстракция являются его проводниками в искусство.

Искусством 1970-х, то есть протестом против усилившегося прагматизма - становится отрицание навязываемой им жесткой структуры мышления человека. Перформанс Тимоти Лири - разбрасывние над рок фестивалем миллионов доз ЛСД. Перформанс Теренса Мак-Кены - ДМТ-трип математиков группы Бенуа Мандельброта, открывших закон колебаний фондового рынка США. Открытие ими странного аттрактора мышления. Искусство, как непосредственное видение иного, скрываемого от человека жуликами и ворами, прорвавшимися к власти.

Другая ветвь постмодернизма - неверие самому себе - самоирония автора по поводу невозможности сказать о своем открытии подлинного бытия достоверно. Правда в понимании что никакой правды не существует. Единственная живая вера в то, что больше верить не во что. А раз так - то подлинных искусства, науки, религии, философии - нет и никогда не было. Всё - обман. Поэтому, есть лишь развод лоха, обман более сильным мышлением, более слабого.

Новые формы протеста против несвободы породили новые формы такой несвободы. Причинно следственная связь изменилась. Сначала протест, затем - причина, его вызвавшая. Протест повстанца Че Гевары - породил сообщество коллаборатов в ЦРУ. Освобождение сознания психоделиками Тимати Лири - породило наркотрафик Карлоса Ледера и Паоло Эскобара.

Протест постмодернизма против прагматизма завершился победой прагматизма. Прагматизм сейчас стал тотален - потому, что оказался способен объяснить всё - целевыми аудиториями - типами знаков человеческого мышления. Но проблема небытия осталось. И новое искусство - это новый протест против новой проблемы мировоззрения человека.

Интуитивный поиск визуальных метафор определений и тому и другому.
Значение творчества Светослав Чернобай в том, что он был участником движения, которое привело к осознанию и того и другого. Исполнил свою роль для достижения этого открытия тем, что писал это на стенах. Привлек внимание.

Ответ таков: Прагматизм нельзя победить, но можно исправить и многократно усилить и усложнить, в постпрагматизм.

Начался новый этап, что произойдет дальше - узнаем позже.
4
Творчество любого художника представляет собой либо поиск композиции, либо поиск судьбы, либо поиск равновесия между судьбой и композицией. Либо представляет собой какую-то сложную комбинацию этих крайностей.
5
Душа и судьба
как даосская композиция и конфуцианская гармония
Композиция есть особая точка сочетания баланса цвета, равновесия форм и актуальности картины, при которой у зрителя наступает понимание причины своего эстетического удовольствия - метафора жизни (по Аристотелю). Жиль Делёз в 1991 году назвал такую точку плана композиции пересечением аффекта, перцепта и концпепта художника, имея в вижу его концентрированные переживания, восприятия и осмысления.

Существуют различные теории метафоры. Одна из самых ранних - даосская. Она рассматривает два набора элементов, один - внутренние чувства и другой - их внешние проявления, композиция. Какими бы не были эти чувства и их проявления - они связаны между собой, Даосы верят в то, что эта связь внутреннего восприятия подлинной жизни и способности художника сказать об этом понятно и есть его судьба.

Чувства подлинного бытия и их проявления (теория Гу Кайджи):

1) Ритм чего-то иного, раскрывающегося художнику в череде событий житейской обыденности, раскрывается балансом цвета.

2) Переменчивость представлений художника об этом ином, раскрывается равновесием форм.

3) Осознание художником влияние этих чувств иного на его собственную судьбу, проявляется как актуальность картины.

Актуальным в древнем Китае считали деконструцию ложно понимаемой традиции - погружение в концепты древности. Древние понимали себя лучше нас и мы можем лишь повторять пройденный ими путь к такому пониманию своего Дао. С 20-го века в Европе актуальность изменила полюс и стала стремлением к будущему. Это вклад Баухауза начала 20-го века или, если посмотреть шире - Веймара, начала 19-го. Теория композиции Гете, цветовой круг.

С легкой руки Клемента Гринберга - наличие или отсутствие композиции получило название "авангард" и "китч". Авангард - в концепции преподавателя Баухауза, Василия Кандинского - это развитие, стремление плана композиции к своему будущему предназначению. А, китч - имитация, пиратская копия, фанфик, подмена композиции поверхностными признаками, когда подлинная, скрытая от зрителя цель написания картины - какая-нибудь предельно обыденная, не из области идей, но области желаний. ДазАйн и ДазМан Мартина Хайдеггера. Погружение в сущность собственного восприятия или познание поверхностных признаков предмета под названием жизнь - как у Платона в переводе А.Ф.Лосева.

Если, вслед за Платоном, под композицией мы все понимаем нечто более-менее одинаковое - метафору души. То, с определение судьбы сложнее.

Под судьбой одни из нас, вслед за Конфуцием понимают пропасть или бездну между замыслом и делом, и тогда творчество - мост над этой бездной. То есть судьба есть единство означающего и означаемого, это концепт Михаила Бахтина - условие завершенности семиотического знака. Концептуальная метафора 1990-х - другая точка зрения на этот принцип.

Другие, вслед за оппонентами Конфуция, даосами, скажут что судьба - при познании Дао - это и есть душа, только проявленная в делах.

Дзен - неодаосизм, времен экспансии буддизма в Китай.

Третьи - вообразят какую-нибудь собственную теорию композиции.
Казалось бы - в плане композиции и судьбы даосизм и конфуционство говорят об одном и том же. Прояви себя. Но методы разные, даос не знаком с геометрически точной конфуцианской теорией поиска гармонии всех крайностей. Вместо этого он будет искать неуловимое равновесие между своей душой (искусством) и своей судьбой (жизнью). Принцип единства означающего и означаемого. Осознанная ненамеренность.

Вы опять скажете, что это одно и тоже - Дао и гармония. Но, не задумывались ли Вы почему Вы так говорите? Я отвечу сам. Потому что ваша мысль основана на доминирующем сейчас мировоззрении - американском прагматизме - и это тот же самый даосизм, но без концепции Дао - принципа единства души и судьбы. Все знаки мышления между собой равны. Любое сочетание элементов души равнозначно. Поэтому - от концепции судьбы можно отказаться. Связь между внутренним и внешним значения не имеет. Все варианты такой связи - равнозначны. Творчество - бахтинское соединение искусства и жизни больше не требуется. Именно поэтому М.М. Бахтин и высказал этот принцип в 1921 году - это русское дополнение к американскому прагматизму, его исправление.

Университет (филфак ЛГУ) в 1970-е - 1980-е годы был очарован концептами М.М.Бахтина, это было время моды студенток быть хиппи, и девушки-филологини, тусуясь среди художников сеяли бахтинские концепты в полях их представлений об искусстве. В картинах мира.

Здесь важно понять Ваше собственное отношение к американскому прагматизму 1884 года.

Уверен мнения опять разделятся. Кто-то станет протестовать против такого бездушного прагматизма-постмодерна, как в 1923 году это сделал радикальный экзистенциалист Мартин Хайдеггер или как протестовал Светослав Чернобай в 1983. Спустя 60 лет.

Протест Мартина Хайдеггера выразился в его концепции ожидания нового мировоззрения (постпрагматизма) - в постмодернизме. Ожидание будущего объяснения происходящему - и есть постмодернизм или если посмотреть шире экзистенциализм. Литература постмодернизма - фантастика. Конец такого ожидания - "конец времен" - новый динамический концепт, взамен излишне механистической и статичной семиотики.

Чем выразился протест Светослава мы как раз и пытаемся понять.

Но почему постмодерн - бездуховный?

Душа это и есть семиотический знак, и все знаки - в прагматизме - равнозначны. Любой человек ценен. Просто его судьба - в прагматизме - не имеет никакого значения. Вместо выбора судьбы - выбор целевой аудитории, одной из десяти. (Условные обозначения - очередность цифр - форма-смысл-польза идеи сами цифры - качества: икона, индекс, символ).
111 113 133 333
112 123 233
122 211
222

обыватель эниклопедст владелец мудрец
инженер деятель ученый
восклицатель рекламщик
реалист

Обобый интерес вызывает знак деятель 123, у него 6 реплик
123/321 132/231 213/312
лох/куратор, сутяжник/адвокат, физик/лирик

Лох не может быть куратором, восклицатель не может ничего рекламировать, мудрец не может быть реалистом. Каждый должен быть на своем месте. И у каждой целевой аудитории - своя собственная правда.

Идея прагматизма - не плоха и не хороша, она просто идея, как многие другие до нее или после.

Все знаки мышления - в прагматизме - равнозначны, и символические и иконические, это не разрешает диктат символического над иконическим или иконичского над символическим. Протест одного против другого возникает только по причине нарушения взаимной терпимости.

Сравнить вес иконы и символа (80/20) - и на этом основании отдать предпочтение иконе - совсем другая мысль, середины 18-го века - это гаусово усреднение, правда как средняя температура по больнице.

Прагматизм 1884 года возник как протест против такого устаревшего мировоззрения 1750-х, но иконичность освоила и сам прагматизм, он оказался слаб. Также и сейчас - устарел прагматизм и пришло время новым концептам.

Кроме того, сам прагматизм - это упрощение даосизма, поэтому он потерял концепцию судьбы.
Построение треугольника - как метафоры семиотического знака

Представите себе равносторонний треугольник. У него три стороны - против часовой стрелки - форма, смысл и польза идеи. Каждая сторона может вовсе не иметь длинны (1- икона), может иметь только половину исходной длинны (2 - индекс) или иметь полную длину (3 - символ). Когда одна сторона имеет полную длину (3), а последующая длинны не имеет (1) - треугольник превращается в отрезок.

Если длину треугольника заменить величиной цвета РЖБ - 1- числено 0, нет соответствующего базового цвета, 2 - числено 128 единиц (середина) и 3 числено 255 единиц (максимум), то треугольники получают цвет.

Остается только начертить все эти треугольники и найти структуру из объединяющую.
6
Ответив на эти три простых вопроса читатель построит тот самый бездуховный семиотический знак души, который так ненавистен художнику-даосу.

Тем не менее, давайте построим:

это метафора идеи художника, вероятно он сам считает такую символическую форму своей идеи фактом своего творчества и главное - вот здесь сложно определить точно - либо он считает что подобно Галилео Галилею - своим экспериментом над сознанием зрителя получил ценные данные о мышлении человека, либо это такой вариант самоиронии - он выдвинул гипотезу, что с прагматизмом все-таки что-то не так...
Как это понимать?

Молодой куратор Московского МОМА Андрей Егоров недавно написал статью, нет не о Светославе, о дребежжании семиотического знака в творчестве казахских немцев. Анализ выставки в Берлине. Нет, он не назвал это так точно, но из контекста статьи понятно о чем идет речь. Дело в том, что по мнению куратора, сейчас все так дребезжит, как дребезжат чашки на столе путевого смотрителя, во время прохода курьерского поезда мимо заснеженного полустанка. Жизнь несется где-то рядом и мимо изнеженного толерантностью художника, но влияние этого потока подлинной жизни все такими им ощущается. Как ритм иного, подлинного бытия человека.

Нет, такое стандартное прагматическое объяснение творчества Светослава Чернобай его бы точно не устроило. Он бы сказал: "Это американская семиотика - она поработила умы кураторов музеев - ей 130 лет. И в ней нет души"...

Но это ошибка Светослава - душа есть - нет судьбы.

Что же в этой семиотике не так?

Должен сразу предупредить, что не уверен, что Светослав хочет сказать именно это. Никаких причин думать так нет. Он скорее станет спорить с таким выводом.

1) Прагматизм легко исправить, вернув в него концепт судьбы.

Это очень просто - возможен разный вариант очередности трех вопросов - форма, смысл, прагматика. Кто задает вопросы в таком порядке - тот и есть лох. Может быть и такая очередность - прагматика, смысл, форма - это куратор. Всего возможно 6 вариантов сочетаний. Лохи рвутся к успеху, кураторы снимают с них оплату за создание такой иллюзии. Музей - инструмент развода лоха куратором.

Судьба - это дискурсы. Найти свою судьбу - найти свой дискурс, тусовку. После такой реформы в прагматизме знаков не 27, но 162. Появляется свобода выбора - пусть не судьбы, но хотя бы тусовки.

Дискурсы (тусовки) подменили собой судьбу.

2) У Конфуция, реформировавшего даосизм - была теория гармонии, как сочетание, по правилу золотого сечения, пяти стихий мысли. Трех чувств подлинного бытия - композиции (ритм, переменчивость, влияние на судьбу). В живописи это проявляется как баланс, равновесие и актуальность композиции. И двух краев пропасти непонимания людьми друг друга. Пропасть эта - между желанием высказаться о духовном открытии и нежеланием ничего этого слушать. Судьба - это просто баланс.

Вернуть в творчество художника судьбу можно рассмотрев дискурсы (тусовки) новыми стихиями мысли. Судьба как гармоничное сочетание их всех.

Но, как известно разговор Конфуция и даоса Лао Цзы - не задался. Как и разговор того другого Конфуция со Светославом-Джуандзы. Томов всего 500...

"Если бы у меня было лишних сто лет жизни, то первые пятьдесят я потратил бы на изучение даосской книги И Цзин, и тогда вторые пятьдесят лет - не совершал бы в жизни ошибок". (Конфуций)

Конфуция обвиняют в радикальном упрощение даосизма, у-шу, у-син, иероглифичесческое письмо (калиграфия) вместо живописной композиции (поиска судьбы) даосов. Но сам Конфуций сказал:
"Мое учение для царей, но ни один царь не хочет быть моим учеником. Пора мне умереть". И умер.

Даосы - вместо простого и ясного поиска гармонии стихий слов - ищут неуловимое Дао между душой художника и композицией его картины. Дао и есть такая идеальная судьба. Наследник такого даосизма, современный прагматизм утверждает, что есть только душа и больше нет ничего, никакой композиции. Нет никакой судьбы между ними.

Кто верит в судьбу - не прагматик, он либо до-модернист (Александр Дугин предложил термин для российского отсталого мировоззрения - премодерн). Либо либо постмодернист - то есть - верит, что выход из безсудейбности найдется. Либо тот, кто нашел такой выход и решил проблему пост-прагматизма. Как Конфуций решил проблему даосизма.

Либо представляет собой какую-то сложную комбинацию этих крайностей. Как творческий метод Светослава.
7
АНДРЕЙ ХАНОВ
АрофетамметафорА
Уйдя из ленинградского госуниверситета - в начале 1980-х - и став художником, я создал себе свой собственный университет. В котором Верховный жрец - я сам. Протест против весьма скромного советского феодализма породил гораздо более масштабный феномен, суперпрагматизм.
Что такое "понять" художника? Классифицировать. Положить на полку и забыть.

Так сказал бы Аристотель, искусство есть метафора жизни, то есть понимание Вами причины собственного удовольствия смотреть на картину. Это вопрос достоверности, насколько точно художник смог передать картиной свою идею подлинной жизни. Эту точность передачи идеи Вы и оцениваете. А Вы вправду видели то, что никогда не видели?

Метафора - это понимание Вами причины собственного удовольствия от созерцания символов идеи художника. Пусть это будет одна полка.

Но, можно представить себе и нечто противоположное, анти-метафору анти-жизни - китч, когда Вы испытываете удовольствие от понимания идеи символа. Все перевернуто с ног на голову. Такое тоже может быть. Когда и Вы и художник одинаково руководствуетесь поверхностными признаками идеи и поверхностными признаками понимания. Это уже другая полка. Может быть и нечто среднее - Вы понимаете причину своего удовольствия от созерцания идеи символа. Или Вы испытываете удовольствие от понимания символа, означающего идею. Полок стало четыре.

Переходим к другому шкафу - аналитической философии времен античности. Анти-художник и анти-зритель меняются ролями, художник испытывает удовольствие от понимания, а зритель означает идею символом. Именно так выглядит схема общения пациента с психоаналитиком. И для нее также есть четыре варианта, полки. Можно представить психоанализ наоборот - художник понимает причину своего удовольствия, а зритель означает символами свою идею. Метафора жизни наоборот - арофатем. "Чтобы лох цепенел", это софизм или философия наоборот. Кураторство.

Следующий шкаф - университет богословия, он же замок феодала, или кабинет современного чиновника. Роли распределены совсем по другому. Художник понимает символ, зритель испытывает удовольствие от идеи. Это социальная структура общества. Один показывает свою власть (например власть знания), а другой счастлив прикоснуться к пирамиде власти (знания). Так же - в этом шкафу - есть нечто противоположное. Художник означает понимание символом, а зритель своей идеей (или желанием) означает удовольствие. Мышление вечного студента.

Четвертый шкаф - собственно художника. Представление о классическом художнике 14 века. Который, как известно - умер. Своей идей художник означает эстетическое удовольствие (концентрирует его в идею), а зритель видит такую картину - символом своего понимания. Противоположен художнику ремесленник, своим собственным эстетическим удовольствием он означает свою идею (или обыденное желание - коррупция), а зритель видит в этом ремесле понимание символа (картины).

Так еще можно интерпретировать все новые теории 1970-го года. Например теорию искусства Юбера Дамиша. Далее - история человечества покрыта мраком неопределенности. Но Андрей Ханов не замечает этого препятствия. Вы пересекаете границу иного, неопределенного и обыденного, определенного. Граница отодвигается. Все непонятное - определено и понятно.

Пятый шкаф - революционера и коллаборанта. Идея художника (идея свободы) означает понимание им сути (человека), а сам зритель символом (своей картиной - действием, протестом) означает собственное удовольствие (от жизни). Появление такого нового типа художника-провокатора спровоцировало постмодернизм. Противоположность такому художнику-повстанцу (нон-конформисту) - художник коллаборант (конформист) - суперхудожник - в отличие от античного художника он означает идею не символом - а сразу пониманием, отнимая эту функцию у своего зрителя. Зритель испытывает удовольствие от созерцание символов (картин, действий). Напоминает концепт-арт?

Шестой шкаф - общественным самосознанием сейчас помещен в тюрьму. Это не законно. Запрещено.

Но так было не всегда. Тимати Лири разбросал над рок фестивалем с самолета миллионы доз ЛСД (тогда не запрещенного). Этот перформанс проявил еще один новый тип художника - психоделика.

Художник своим удовольствием (обсешн) означает символ (картину), а зритель - он становится суперзрителем - своим пониманием означает сразу идею (без посредничества символов и чувства прекрасного). Художник воодушевляет зрителя своим видением иной реальности освобожденного психоделиками сознания - по сути, с максимально активированным критическим мышлением. Зритель видит ложь социальности. Видит жуликов и воров, выдающих свои личные интересы за законы общества. Теперь Вы понимаете, почему этот вид искусства сейчас под запретом?

Но у всего есть своя противоположность. Противоположность психоделического гуру - наркобарон. Нарк-художник. Как и античный художник он использует символы, но означает ими не идею, а собственное удовольствие, оставляя зрителю (потребителю такой "арт-наркоты") - самому своей идеей означать свое понимание.

Теперь вершина пирамиды.

Утверждаю, что все эти приведенные выше классификации искусства, которых 48, - включая те, которые научное сообщество еще не осознало - устарели. Все эти определения и стоящие за ними типы диалога художника и зрителя - тюрьма мысли. Важен побег из этой тюрьмы - свобода от них всех. Это новое искусство я Вам и показываю.Это и есть мой метод. Снимать запреты с путей мысли, незапрещенными (пока) абстрактными метафорами свободы.
Как?
Поиском гармонии между разными дискурсами. Как у Конфуция поиск гармонии пересечения стихий мысли по правилу золотого сечения, только не стихий, а дискурсов. Следующий уровень погружения в размышления о сущности собственного восприятия жизни, как внутрь атома, с уровня протонов и электронов на уровень кварков.
Мышление человека это темный лабиринт, а искусство лишь вспышки света в этой кромешной тьме, во время Вашего дурацкого селфи. Их недостаточно чтобы осветить весь лабиринт. Свобода - от этой тьмы. Необходим иной свет. Иной взгляд на слова, на буквы, на числа и на цвета.

Любое определение словом является проекцией, гранью, тенью правды или ложью. Правда в нераздельности всех структур человеческого мышления. Мышление квантовый объект - все типы мышления - его грани.

Что такое означают четыре простых числа - 1,2,3,4?
Думаете - ничего? Или четыре стороны света? Вовсе нет. Это грани нашего мышления, которые произвольно сочетаясь между собой образуют пространство нашего мышления. Пространство вариантов мысли. Свобода в том, что бы понять что мы потерялись в этом лабиринте. Вспомнить нашу цель - мы рождены, чтобы посмотреть на себя глазами Бога. Не видит этого только слепой.
Пояснение:
Агенты мышления
1 - идея (или желание)
2 - символ (картина, действие)
3 - удовольствие (эстетическое)
4 - понимание (метафора)

1234 - 1 означат 2, 3 означает 4.
Дискурс - очередность этапов мышления, их комбинация

1234 - дискурс раба, 2143 - дискурс господина,
3412 - дискурс философа, 4321 - дискурс софиста,
4231 - дискурс профессора, 2413 - дискурс вечного студента,
1324 - дискурс художника, 3124 - дискурс ремесленника,
1423 - дискурс повстанца, 4132 - дискурс коллаборанта,
3241 - дискурс психоделического гуру, 2314 - дискурс нарка.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website