А.Гувшинов
Метафизический метод исследования самого себя
Вступление
Данная статья не является строго научной, со всеми вытекающими из этого ритуалами, скорее это попытка объяснить возрождение конвенционализма в искусстве авангардными методами самого конвенционализма.

Конвенционализм в современном искусстве это распространение на сферу художественных практик концепции Анри Пуанкаре, согласно которой "научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения, но не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные (а также философские) теории в равной степени приемлемы и ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной". (https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвенционализм#Конвенционализм_и_прагматизм)

Практики искусства авангарда начала ХХ века, в некоторой степени - (ненаучность этой статьи позволяет избежать уточнений в какой именно степени) связаны именно с переносом этой концепции в сферу художественного творчества. Если представления об искусстве - сговор критиков, то это мотивирует самих художников искать новые определения своему творчеству (артист стейтменты) и визуализировать их вне традиционных институций (музеев).

Раз уж деятели массовой или традиционной культуры не осознают противоречивости соглашательского характера своей деятельности (конечно, эти соглашения не противоречат друг другу, но не имеют никакой связи с художественной практикой) - то осознающие это художники требуют от них уступки, концессии на самоопределение практического поиска ими истины.

Конве́нция (лат. conventio – договор, соглашение)
Конце́ссия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — другой вид договора о создании или реконструкции за счет средств инвестора (или — совместно с концедентом).

Арт группа Концессия плюс минус бесконечности (то есть концессия на всё) возникла летом 1988 года в городе Ленинград СССР. История движения дана на сайте группы. Другое название "Проект750342".

Учредители арт-концессии исходили из того, что деятели традиционной культуры СССР - просто не способны осознать изолированность своей оценочной деятельности от подлинной арт-жизни. И действительно, репрессии по отношению к участникам арт-группы со стороны отдела КГБ СССР, курировавшего музеи - подтвердили это их предположение.

Идею Концессии в 1988 году удалось объяснить КГБ СССР и те от художников отстали. Но, в 1991 году СССР рухнул и музеи стали устанавливать свои конвенкции самостоятельно, пока место КГБ не заняли новые институции. Диктат веры, что единственное, во что можно сейчас верить - что верить просто не во что - вернулся.

Тем не менее, в 1980-х, 1990-х и 2000-х годах, в период зазора между старым ми новым диктатом нормы, "что считать искусством" - концессионеры смогли воодушевить своими проектами ряд музеев и галерей (ГМИР, Новгородский музей, Томский, Новосибирский художественные музеи, ККИиМЦ (Музейный центр на стрелке), Дом ученых новосибирского академгородка, музей НГУ ряд исторических и краеведческих музеев (НГКМ, ТОКМ, МРКМ, Томская Писаница, Кузнецкая крепость, Выборгский замок), выставочные залы Севастопольского района в Москве и Московского района в Санкт-Петербурге, администрацию университетского кампуса ЛГУ, галерею 103 арт-центра Пушкинская 10, Дом журналиста, Дом композиторов и музей скульптуры в Санкт-Петербурге).

Поддрерживали проекты Концессии Т.Драница, ВЗ ИОХМ и Александр Ефимовский, КХМ.

Также концессионеров приглашали другие художественные группы (Пушкинская 10). Художественная практика Концесси - часть ленинградского анденграуда и сквоттерской арт-культуры. Пример - выставка "Современный автопортрет" (автопортреты деятелей сквоттерской контр-культуры) в ЦВЗ "Манеж" 1993 года и многие другие.
Восточно-сибирская концессия

Один из учредителей арт-концессии, Андрей Ханов упоминается в 2012 году министерством культуры РФ как участник выставки От мифа к современному искусству - прошедшей в фойе КемГУКи и в детской библиотеке им Барсеньева в городе Кемерово. Это был рассказ о проектах музея "Томская Писаница" 1990-х годов, в честь 70-летия Кемеровской области.
Другие статьи, опубликованные на сайте художника:
Евгения Сажина, куратор галереи Анна в 1990-х годах.
Алена Григораш, кандидат искусствоведения.
Евгения Демидова, хранитель музея Томская Писаница.
Сабина Абени, куратор фонда Дедалис-студи, Италия.
Евгений Ермолович, биолог и метафизик, США.

В 2010-х годах в желтой прессе появляются многочисленные фейковые интервью и ссылки на "модного художника авангардиста Андрея Ханова" в связи с интересом читателей к его падчерице, взявшей после развода родителей себе его фамилию. История обрастает домыслами и небылицами.

Журнал "Караван историй" продолжает эту эстафету. Художник начинает сам писать музыку, чтобы дистанционироваться от поклонников творчества падчерицы. У его друзей-музыкантов из рок-периферии, от куда тянется этот след - вызывает эстетический шок его "Датская опера" 2016 года. Тот же протест против соглашения, что считать оперой.
и В 2017 году в подмосковной галерее "Спичка" (Солнечногорск) - на персональной выставке художника "Мост на бездной", состоялась премьера этого произведения, в сопровождении местного солнечногорского стрит-балета "Теэт Vremya". В последнем акте, балет начинает срывать картины со стен и рвать их.

В 1997 в издательстве "Росса" выходит книга Андрея Ханова "Сказки звездного неба", Новосибирск, 5000 экз. Книга сжигается самим издательством, по требованию местной церкви.

Ганзейская Концессия

Также широко освещались прессой арт-проекты Елены Зайцевой 1990-2000-х годов в Великом Новгороде.

Воспоминания художника с фотографиями и ссылками на статьи опубликованы на сайте арт-гпуппы.

В 2016 году Елена Лиебич, выступает с аналогичной лекцией в Проект-школе в Осло, Норвегия.

Список статей о художественной практике Лены Лиебич
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Концессия Севера

В начале 2000-х другие участники арт-группы, Светослав Чернобай, Ян Сер и Антон Тищенко (Владимр Волин) проводят ряд выставок в Санкт-Петербурге, о которых есть упоминание в энциклопедии Санкт-Петербург. Также о них пишет молодой арткритик Андрей Кудряшов.

Вскоре критик выяснят, что от его имени о Концессии пишет кто-то другой. Достоверность фактов сомнительна. Но Ян Сер публикует эту статью за подписью А.Кудряшева на своей страничке ВКонтакте в качестве своего концепта.
Мистификации сопутствуют художественной практике концессионеров с самого момента создания арт-группы. Афиша первой выставки 1988 года "Авангард на заборе" - это переобозначенная афиша "Авангард в Русском музее", Где "в Русском музее" А.Хановым было зачеркнуто и сверху им дописано - "на заборе".

Сергей Пузанов на примере трехлитровой банки с человеческими экскрементами (калом) читал лекцию о теории искусства студентам ЛГУ.

Позднее Тимур Новиков (еще один участник выставки на заборе) развил этот метод в своей стебной "Новой Академии".

Андрей Ханов подговорив преподавателя новосибирского художественного училища прочел его студентам совсем другой курс постпрагматического цветоведения.

В 1994 газета Новая Сибирь опубликовала на полосу математические стихи Андрея Ханова, которые представляли собой распечатку нечитаемыми специальными математическими символами стихов Светослава Чернобай, искусствоведческих статей Ян Сера, мистерий Влаиля Казначеева и фрагментов книги Измаила Гемуева о религии манси. Результат неудачной попытки фотовывода альманаха "Сибирское искусство".

Сергей Пузанов, Игорь Перцев и Владислав Квитковский выставляли на фестивале "Дни авангардного искусства" в ДК Ильича в 1988 году найденные ими на свалке останки сгоревших картин неизвестного автора.

Антон Тищенко (Владимир Волин) в 1990-м году выдавал себя за интуриста Йозефа Бойса, показывая в баре гостиницы в городе Новгороде агентов КГБ мертвой собачке. Деньги на выпивку он брал из вечного огня, на могиле неизвестного солдата. Был осужден на 15 суток общественных работ в качестве обычного художника на выставке в местном музее.

Ян Сер на выставке "Мир религиозных образов - связь времен", на которой ГМИР, в питерском Манеже объединил работы концессионеров с религиозной живописью всех конфессий (Рембрандт, Рублев, Хокусай и др). Вместо торжественный речей, в шлеме пилота - объявил перформанс "Смерть летчика" и по мраморной лестнице протащил за собой парашют, увешанный тяжелыми кусками метала. Метал скрежетал, сыпались искры, выла пожарная сирена.

Светослав Чернобай потребовал от Эрмитажа предоставить ему зал для чтения пятиста томов своих стихов, а также хранилище для них. От ГРМ он потребовал оплатить его работы дороже, чем не аукционе в Лондоне продалась работа его вечного оппонента Глеба Богомолова.

В 2017 году Светослав Чернобай и Андрей Ханов заняли заброшенную мастерскую РАХ на Мясницкой улице в Москве и сделали там выставку стихов, отвергнутых Эрмитажем. Стихи Светослава распечатали на пожелтевшей от времени бумаге. Также, Андрей Ханов написал там 50 гигантских работ (4 х 18 метров) со своими стихами. В итоге, РАХ пригласила ТСХР устроить в этой мастерской свою выставку, прибив гвоздями нормальные картины к такими стихотворным композициям. Юридический отдел МК РФ - по итогам выставки - дал официальное заключение о признаках уголовного преступления и рекомендовал концессионерам подавать в суд на РАХ и ТСХР.

в 2015 и в 2018 годах Андрея Ханова приглашают с выставкой московские коммерческие галереи, но в последний момент отменяет такую выставку по причине отсутствия куратора, соглашающегося обосновать "включенность проекта в соглашение, что считать искусством". Виталий Пацюков делает такое публичное заявление устно, но галеристы требуют от него письменного повтора..."

Каждый раз, после такого отказа, Андрей Ханов вывозит свои картины в чистое поле и проводит выставки там.

В 1997 году подобные претензии "оплатить признание" последовали от музеев, которые ранее сами приглашали художника с выставками и хранили его работы. Андрей Ханов демонстративно забирает свои холсты из коррумпированных музеев, сшивает из них чум и поселяется в нем в сибирской тайге.
Концессия Юга

Выставки Андрея Ханова в подмосковных лесах и полях воодушевили группу художников из Индии (Бибек Сндра, Бамдед Мандаб и др) на подобные акции с его и своими работами на заборах ничего не подозреваших жителей в глухой горной деревне, в фотосалонах Калькутты, в храме Кали в Чандигархе, на велосипедной стоянке колледжа, по дороге в город Гушкара, на линии прибоя в Пандучери, на рогах коров в Вадоваре. Художники проводят несколько десятков таких выставок прежде чем конвентируются в собственный профсоюз "Наративное движение".
Последующая за относительным успехом конца 1980-х и начала 1990-х судьба концессионеров проявила перед ними новую проблему - пропасть непонимания между тем, что художник хочет сказать и нежеланием его слушать. Таким мостом желания и являлась конвенция музеев. Но, если художники её не признают, то этот протест лишает их права на упоминание. А если признают - не могут сами считать себя художниками.

Первым коллаборантом в рядах концессии стал Тимур Новиков, он избрал самую легкую форму концессионизма - иронию над музеем. Когда ГРМ пригласил его с выставкой, он выставил там открытку с видом музея, приобретенную там же, в сувенирной лавке, прикрепив ее на фоне золотой парчевой ткани, натянутой им на подрамник, по примеру того, как обычно художники натягивают на подрамник холсты. Он не стал протестовать против конвенции, но наоборот стал подчеркивать понятность своих работ.

Сейчас такая "тимуровская" артикуляция художников в Москве стала настолько тотальной, что уже сами музеи призывают к поиску альтернативы своей же конвенции, и такая конвенция об альтернативе также становится китчем.

Затем, в середине 1990-х ряды Концессии покинули Андрей Ханов и Лена Лиебич (Зайцева).

Андрея Ханова несколько лет подряд приглашали сибирские музеи с выставочным проектом "От мифа к современному искусству", пока художник не зачистил результаты своей деятельности, забрал холсты из музеев и сшил из них чум, поселившись в нем в тайге. После того, как чум сожгли неизвестные, зимой, в мороз, он замерз насмерть. Если бы не инициатива Евгении Демидовой, запомнившей ребенком приезд художника к ее отцу в Кемерово - вообще бы никаких работ того периода не сохранилось.

В 1990-х Елена Лиебич (Зайцева) проводит групповые и свои персональные выставки в Великом Новгороде, а затем увлекается политической и правозащитной деятельностью, что принуждает ее к эмиграции из РФ.

Ранее эмигрируют Сергей Пузанов, Ринат Байбеков и Игорь Перцев.

Светослав Чернобай, Антон Тищенко (Владимир Волин) и Ян Сер проводят несколько выставок группы Концессия. Но кроме названия выставки больше никаких публичных акций против музейной конвенции в Санкт-Петербурге не происходит.

Ян Сер, в своей "черной книге" формулирует десять принципов Концессии, но публично - наоборот - заявляет о фиаско конвенционализма и увлекается традиционными для питерских файн-арт художников городскими пейзажами и женскими портретами. Вступает в петербуржское подразделение ТСХР.

Светослав Чернобай также участвует в конвенции - в выставках ГРМ, публикует сайты о самом себе, со статьями, якобы включающими его в контекст мирового искусства, но (возможно это так) внутренний протест заставляет его написать пятьсот томов стихов и тролить ими российские музеи.

Умирают Юрий Тибо, Антон Тищенко (Владимир Волин). Геннадий Гарвардт, Владимир Петухов, Тимур Новиков и Ян Сер..

В 2017 году - уже в разных странах - снова проходит ряд акций против конвенции и группа восстанавливается.

Цель нового объединения - определение нового моста над бездной непонимания человеком самого себя, вместо новой конвенции музеев. Без строительства нового моста взамен сожженого в 1980-2000-х и выстроенного музеями заново - миссия Концессии не может считаться исполненной.
Светослав Чернобай

Лена Лиебич

Влад Квитковский

Сергей Пузанов

Дюк

Рауль Скрылев

Андрей Ханов
Считает таким мостом над бездной теорию всего, объясняющую конвенцию сочетаниями дискурсов университета и господина. Решение проблемы - гармония всех сорока-восьми дискурсов - футуроконфуцианство. А практическим результатом является новый принцип абстрактной живописной композиции.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website