Book 1988
Andrei Khanov
The New Geometry of Meaning
1998
Abstract. The geometry of Tao, the geometry of harmony in Confucianism, the geometry of Plato, the geometry of the syllogism of Aristotle, the geometry of thinking by the color of Johann Goethe, the geometry of discourse Jacques Lacan, the geometry of psychedelia by Terens McKena, the geometry of pragmatism Charles Pierce. New geometry of post-pragmatism. In Russian (no translation into English) Contact - Andrei Khanov https://www.facebook.com/andrei.khanov.33

Андрей Ханов.

Новая геометрия смысла
Набросок истории вопроса

1998
Вместо вступления.

Смерть, как смысловая неудача и неоправданность подводит смысловой итог и ставит задачу и дает методы немыслового эстетического оправдания. (М.М. Бахтин "Эстетика словесного творчества", М, издательство "Искусство, второе издание, 1986.)

Что же такое этот смысловой итог?

  1. Факт внутренней согласованности?
  2. Объяснение подразумеваемого?
  3. Идентифицикация скрытых фактов?
  4. Результат семантического анализа текста:
- оценка непротиворечивости утверждения?
- его соотношение с реальным миром?
- влияние на поведение человека?

Например, математическая теорема есть утверждение, достоверность которого основана на аксиомах, утверждениях известных, и не требующих доказательств или на других, уже доказанных утверждениях. Другими словами, речь идет о взаимосвязанной структуре знания.

Роль человека - в котором - находить и/или забывать эти уже существующие взаимосвязи. Чем подразумевается существование трех миров, трансцендентного мира достоверных идей и мира человеческий представлений об этих идеях, одна, обыденная часть которого недостоверна, а достоверность другой, подлинной - человеком доказана.

Воображаемое (пусть будет красный цвет).
Реальное (пусть будет зеленый цвет).
Символическое (пусть будет синий цвет).

Можно представить себе отсутствие всех этих трех миров - как абсолютную темноту. Пересечение символического и реального - вызывает ненависть, конфликт. Пересечение воображаемого и символического - любовь. А реального и воображаемого - невежество. Пересечение всех трех пространств - есть непреодолимое желание, как плазма, насильно втиснутая в магнитное поле, пытается вырваться на свободу хаоса, как растекающаяся вулканическая лава высвобождает внутреннюю энергию горы, так и речь человека высвобождает это его нестерпимое желание. Или идею? Достигнув своего предела лава застывает, мысль натыкается на препятствие и останавливается. Но прежде, что это произойдет мысль выполнит свою работу, изменив ландшафт поверхности смысла.

Между вспышкой нестерпимо яркого света и абсолютной темнотой, которая - в свой срок - неизбежно наступит вслед за этой вспышкой - находится краткий миг флуктуаций - эфемерный, неравновесный мир сочетаний, образующих конкретный цветовой оттенок элементов света - сияние всеми возможными цветами. Это и есть жизнь и смерть любой мысли.

Если этот краткий миг выхода энергии жизни - уподобить огромному дереву, то муравей, идущей своей дорогой по одной из ветвей -увидит только малую часть светопредставления. Тропинка перед его глазами озариться каким-то определенным оттенком цвета и он прожив свою жизнь будет уверен, что по другому просто не бывает.

Но, не является ли сам факт жизни человека - уже доказательством достоверности его представлений? Их жизнеспособности? Даже если они противоречат научному знанию о подлинном бытие, то могут не противоречить представлениям других, не менее заблуждающихся людей. Все эти люди, даже могут считать свои ошибочные житейские представления подлинным знанием.

И где граница между различными, часто противоречащими друг другу системами человеческих представлений? Война? Эксперимент? Социальный опрос? Здесь также есть подвох. Метод усреднения результатов измерения. Им можно манипулировать. Просто проголосуйте сами и посмотрите на результаты голосования. Нет, знание вторично, первичен смысл - принадлежность человека к некоторой общности. Абстрактно - это мир теорем, конкретно - политика и житейская обыденность.

Смерть

Недавно я получил опыт умирания от переохлаждения, зимой в горах. Субъективное переживание реальности "взорвалось". Это сложно передать словами. Сначала поле зрения, которое возможно сопоставить с привычной реальностью расширилось и вышло за свои границы: боль прошла, ночь стала днем, снег растаял, взошло три солнца и еще один объект, похожий на то, как дети рисуют радугу. Из слепой зоны зрения вышли два волка и молча уставились на меня*.

Затем, наоборот - поле зрения - стало сужаться, лишая меня приобретенного опыта человеческого сознания, пока не превратилось в далекую точку и погасло, как гаснут ночью очень далекие огни, когда вы от них отдаляетесь.

Было ощущение существования в темном и незнакомом пространстве, и было понимание, что прежний понятный и наделенный смыслом мир - удалился на такое большое расстояние, что его уже не видно. Не имея глаз, я стал "вглядываться" в темноту и даже не различил, но воображал себе структуру всевозможных миров, совсем не похожих ни на что. Когда я начал что-то понимать в этой структуре - внезапно зажглась далекая звезда и стремительно стала приближаться. Это возвращался прежний человеческий тип восприятия. Звезда бешено вибрировала и двоилась, издавала натужный шум, как будто это древний тяжелый грузовик взбираться в очередную гору. Это на самом деле и был грузовик, я очнулся.
* - /Позже я узнал источник образов этих видений. Когда-то путешествовал по Хакасии, посреди степи встречал древние каменные изваяния с изображением трехглазых существ, с заячьими ушами и оскалившимися волчьими мордами вместо грудей. Подарок младенцам. По всему телу у них располагались звезды, как обычно, в эзотерической литературе иллюстрируют чакры.

Из их голов исходили извивающиеся лучи, ростки или змеи, достигающие неба. Мировое дерево? Само небо представлялось древним головой барана. Волны исходили не только в вертикальном направлении, по горизонтали, как усы, но выше чем они должны находиться, напоминая скорее раскраску футбольных фанатов, рассекая трехглазую личину по середине. Некоторые личины походили на детские рисунки бородатых львов или на солнышко. Большая часть стелы закопана в землю. Как истуканы острова Пасхи. Их называют окуневскими стелами (II тыс. до н. э.). Местные крестьяне бьют их тракторами.

Их можно увидеть в музеях, в Абакане и в Минусинке, но, выкопанные из земли и помещенные в театральную среду - они больше ничего не играют. Просто камни, о которых написаны книги, иллюстрации из этих книг перерисовывают местные художники, раскрашивая разными цветами.

У меня был друг, Капеля, он промышлял тем, что оборачивал эти стелы смоченной водой технической бумагой (микалентой) и когда бумага высыхала губкой с сажей прочерчивал текстуру камня и сами древние рисунки. Как дети переводят на бумагу рельеф монеток. Затем клеил эти листы за загрунтованные красным холсты и удивлял ими шведов. Вполне себе современное искусство./

С тех пор, стоило мне оказаться в одиночестве: в незнаком городе, заночевать в горах или просто долго ехать на машине - видения этой невидимой структуры возвращались. И, с каждым разом, сейчас я это очень четко понимаю, я придумывал все больше и больше подробностей. Это стало наваждением. Я понял, что скрываю от самого себя что-то очень важное и конкретное. Страшился признать самого себя сумасшедшим. Но, однажды я понял или придумал, что понял, это было одно и тоже, что я должен преодолеть страх и рассказать людям обо всем этом, и что я вернулся только ради этого, другого смысла у моей нынешней жизни просто нет. Я часть той невидимой другим структуры. Как и все остальные.

Вот в этот самый момент мне и попалась на глаза фраза Михаила Михайловича Бахтина о смерти, приведенная в качестве эпиграфа, о смысловом итоге и эстетическом оправдании. Я увидел в ней что-то знакомое - попытку самооправдания.

Да, смысл чего-либо - лишь оправдывает его существование, определяя это что-то необходимой частью целого. Смысл солдата - его воинское звание и штатная должность - место в армии. Рядовой, часовой. Генерал, штабной. Смысл ученого - индекс цитируемости, ученая степень, специальность. Смысл обывателя - его социальный статус, место в структуре общества, целевая аудитория, тусовка.

Смысл обезьяны - её роль и место в стаде. Галлюцианирующие сапиенсы потеряли свое место в стаде и придумали вместо него себе картину мира, подлинное бытие, мир душ умерших предков. Надеясь, что хотя бы эта воображаемая структура не исчезнет. Нет этого целого - нет и страха утратить с ним связь, нет и смысла.

Смысл картины - признание ее частью некоторой целостности - культурного наследия.

/Опять про Капелю, у него был продюсер Гена который сделал доклад в ЮНЕСКО, предложив, на основании того, что микалентные копии древних рисунков - единственная сохранившаяся их копия - признать их всемирным культурным наследием. Дело в том, что сами рисунки были на скалах по берегам Енисей, и наполнение водохранилища - в советское время - их якобы уничтожило. Признали, продюсер тут-же попытался заложить эту коллекцию в банк, в обеспечение кредита, а когда это ему не удалось - в качестве интеллектуальной собственностью и внес в уставной капитал собственной частной компании и начал экономическую деятельность. В этот самый момент у Капели в мастерской прорвало трубу с горячей водой и вскоре - все архивы благополучно сгнили, превратились в труху. В этот момент - в связи с кризисом в экономике - уровень воды в красноярском водохранилище - понизили и утраченные древние рисунки каменного века снова стали видимы. А коммерческую компанию с гигантским уставным фондом - закрыли. Остались только мои воспоминания, да статьи в прессе, из которых мало, что можно понять./

Смысловой итог - шире просто смысла, это выбор из множества доступных смыслов. Смысловой итог подразумевает свободу выбора. Смысл - дан, смысловой итог - выбран. И этот выбор есть результат конкуренции разных групп (сословий). Соглашение экспертов. Этот смысл внутренне не противоречив, эксперты заботятся об этом, но просить объяснить этим смыслом саму жизнь - не стоит. Я пересказал Вам сейчас точку зрения на смысл науки Анри Пуанкаре.

/Еще пример смысла живописи. Однажды, в городе Кемерово, после полуночного банкета, в соответствии с местными сибирскими традициями - я проснулся в огромном зале. По стенам висели огромные полотна Андрея Поздеева с геометрическими образами его понимания структуры вселенной. Через несколько лет я спросил у галерейщика о судьбе картин. Галерею закрыли, прорвало трубу, все сгнило. Я спросил у Андрея Геннадьевича, сохранились ли другие работы этой серии и где? Нет больше нигде. Несколько лет его работы просто исчезли./

Смысл проходит через фильтр - "что удобно эксперту", а удобно только то, что "полезно". Это причина коррупции. Но не обязательно коррупции, другая мотивация - избежать критики коллег. Скрыть глупость. Не вылететь из целостности (сословия). Что еще хуже - отсекается всё, что может уточнить саму структуру знания.

В свое время я протестовал против такой конвенции, в то время кураторы были из КГБ - выслушали, аргументы признали справедливыми, но выставку уничтожили. Сейчас с этим еще хуже. КГБ подчинялось одной структуре и охраняло другую. Теперь обе структуры перемешались и куратором может назвать себя каждый.

Та, далекая светящаяся точка - была просто смыслом, одиноким символом моего страха утратить связь со знакомой реальностью, с привычным полем зрения. Я шел по Пикадилли, поворачивал на Риждент-стрит, доходил до Марбл Арч и снова поворачивал на Парк Лайн. Не доходя до Дорчестра - срезал угол через Мейфейр. Круг за кругом, изо дня в день. Смысл только в этом "движении по кругу воображаемых авторитетов, не понимая, что светимся мы сами" - цитировал по памяти стихи Джулиуса Эволы. Взять маркер и нарисовать структуру на всех этих красивых черных лимузинах, затем - купить билет и просто улетел в Москву. Круг разорван, теперь я сам по себе, без Лондона.

Часть первая. Числа.

Содержание без метода ведет к фантазерству, метод без содержания — к пустому умствованию; материя без формы — к обременительному знанию, Форма без материи — к пустым химерам. (И.В. фон Гете, Книга о цвете)

Вот что я в этом увидел. Содержание — 1 (красный). Метод — 2 (желтый). Материя — 3 (голубой). Форма — 4 (синий). Как же объединить все эти четыре качества? Просто записав их символы вместе - 1234. Но ведь таких вариантов 24. А всех вариантов 256. Правильных - 9,375%

1111 1112 1113 1114 1121 1122 1123 1124 1131 1132 1133 1134 1141 1142 1143 1144
1211 1212 1213 1214 1221 1222 1223 1224 1231 1232 1233 1234 1241 1241 1243 1244
1311 1312 1313 1314 1321 1322 1323 1324 1331 1332 1333 1334 1341 1342 1343 1344
1411 1412 1413 1414 1421 1422 1423 1423 1431 1432 1433 1434 1441 1442 1443 1444
2111 2112 2113 2114 2121 2122 2123 2124 2131 2132 2133 2134 2141 2142 2143 2144
2211 2212 2213 2214 2221 2222 2223 2224 2231 2232 2233 2234 2241 2241 2243 2244
2311 2312 2313 2314 2321 2322 2323 2324 2331 2332 2333 2334 2341 2342 2343 2344
2411 2412 2413 2414 2421 2422 2423 2423 2431 2432 2433 2434 2441 2442 2443 2444
3111 3112 3113 3114 3121 3122 3123 3124 3131 3132 3133 3134 3141 3142 3143 3144
3211 3212 3213 3214 3221 3222 3223 3224 3231 3232 3233 3234 3241 3242 3243 3244
3311 3312 3313 3314 3321 3322 3323 1324 3331 3332 3333 3334 3341 3342 3343 3344
3411 3412 3413 3414 3421 3422 3423 4423 3431 3432 3433 3434 3441 3442 3443 3444
4111 4112 3113 4114 4121 4122 4123 4124 4131 4132 4133 4134 4141 4142 4143 4144
4211 4212 4213 4214 4221 4222 4223 4224 4231 4232 4233 4234 4241 4241 4243 4244
4311 4312 4313 4314 4321 4322 4323 4324 4331 4332 4333 4334 4341 4342 4343 4344
4411 4412 4413 4414 4421 4422 4423 4423 4431 4432 4433 4434 4441 4442 4443 4444


Почему Гёте в 1810 году взял четыре капли краски и соединил их кругом, вместо того, чтобы написать такую числовую таблицу? Я не знаю. Но, когда я всматриваюсь в эти числа - я вижу всё ту же знакомую структуру из облаков, величественно возвышавшуюся в лондонском небе. Посмотрите на нее сами. Обведите все числа, в которых содержатся сразу четыре цифры 1, 2, 3, 4.

Любопытен набор чисел, в которых нет единички, это высказывание без содержания, инвариант от смысла. Их можно объединить в группы, например, в 2224 входит 2242, 2422, 4222.

Как 2222 переходит в 3333, 3333 в 4444, а 4444 в 2222?

2222 2224 2244 2444 4444
2223 2234 2344 3444
2233 2334 3344
2333 3334
3333

Второй тип чисел, в которых единичка есть, они также образуют треугольную матрицу:

1222 1224 1124 1244 1444
1223 1122 1344 1144
1123 1344 1134
1233 1344
1133

И третий тип чисел, не подчиняющийся первым двум правилам:

1111 1112 1113 1114 и 1234.

Наиболее интересно число 1234, тем, что в него входят все элементы. Это гармоничное сочетание, но сколько может быть вариантов этого числа? 24!

1234 1243 2134 3143 (серый-голубой)
4321 3421 4312 3412 (голубой-серый)
2413 2431 4213 4231 (пурпурный-светлозеленый/темнозеленый)
1324 1342 3124 3142 (светлозеленый/темнозеленый-пурпурный)
1423 1432 4123 4132 (светлосиний/темносиний-желтый)
2314 2341 3214 3241 (желтый-светлосиний/темносиний)

Что же это такое? Напоминает три оппозиции из теории цвета Василия Кандинского ("О духовном в искусстве")...

Ответ дал Жак Лакан, ещё в 1970-м году. Но, для того, чтобы понять его - мне пришлось изменить правило означения:

  1. Черный (или белый) цвет - желание (или идея), если желание, то обязательно непреодолимое, если желание преодолимо, это не желание, если идея - трансцендентная,
  2. Красный цвет - символ этого желания,
  3. Зеленый цвет - наслаждение,
  4. Синий цвет - понимание причины своего наслаждения.

2143 - дискурс господина, но если его прочесть задом наперед - 3412 - дискурс аналитика, 4231 - дискурс университета, и если его опять прочесть задом наперед - 1324 - дискурс истерика. Ну и все остальные 44. Что же это такое? Матрица смыслов. Смысловой итог - выбор одного из таких значений.

Часть вторая. Смысловой итог речи - познание истины.

Каждый существующий объект имеет три вещи, которые являются необходимыми средствами, с помощью которых знание об этом объекте приобретается; и само знание - это четвертое; и как пятый должен постулировать сам объект, который познаваем и истину. Первое из них - имя; во-вторых, определение; в-третьих, изображение; в-четвертых, знание. (Plat. L. 7.342 (google перевод))

Гимнастикой ума античных философов была геометрия Евклида. Поэтому, концепты их мышления были аксиомами и теоремами, а визуальными метафорами таких концептов были геометрические фигуры - платоновские тела.

Одно из таких тел, додекаэдр я собрал из шпажек для шашлыка, детской тетрадки и оконной замазки.

Додекаэдр представлял собой поверхность, образованную двеннадцатью пятиугольниками. Если под пятиугольником понимать символ пяти стадий речи (или - пяти стихий мышления Конфуция, что тоже самое), то возможных комбинаций их расположения - 12. Додекаэдр иллюстрирует все различные взаимные комбинации пяти элементов. Каждая грань - фигура определенного сочетаия элементов. У этой фигуры 20 вершин и я поместил внутрь додекаэдра каркас, пять тетрадров (образующих эти 20 вершин), пересечения ребер которых, образовали новую фигуру, уже с 40-ю вершинами, каркасом которой, в свою очередь, стало пересечение пяти октаэдров. Чем глубже моё погружение в размышления о сущности собственного мышления, тем больше в нем открывалось деталей. Я дошел до пяти додекаэдров. Пока модель из палочек, листов бумаги и оконной замазки окончательно не превратилась в колючий и одновременно липкий комок, смысловой итог которого - мусоропровод. И Вы говорите, что такой тонкий и сложный механизм, как жизнь не может найтись на городской свалке?

Смысловой итог суждения человека - по Аристотелю - быть понятым Богу сферы неподвижных звёзд. Смысловой итог аналитики самого Аристотеля - совершенный силлогизм. Смысловой итог противоположного силлогизму, софизма - обман сильным мышлением слабого. Софист - антифилософ 4321.

Часть третья. Смысловой итог даосизма - Дао - тождество чувства подлинного бытия и художественной композиции. М.Бахтин говорил ровно о том же.

Сейчас я разглядывал гексаграммы И Цзин. Та же самая структура смысла. Чувства подлинного бытия даосы явно обозначали тремя триграмами (снизу вверх):
  1. Чувство ритма иного (подлинного) бытия в череде событий житейской обыденности;
  2. Изменчивость представлений об этом ином, подлинном бытие;
  3. И понимание, что восприятие этого ритма иного и переживание постоянной смены представлений о нем, влияет на судьбу.
Если чувство присутствовало в мыслях, это обозначалось сильной (непрерывной) чертой, ян, свет. Различных сочетаний 3 элементов - 8. Это есть даоссие стихии (ветер, гром, гора, вода, небо, водоём, земля, огонь). Если чувство отсутствовало, оно обозначалось слабой, прерывистой чертой, инь, тьма. Композиционными воплощениями (смысловыми итогами) этих чувств были:


  1. баланс цвета или света-тени;
  2. равновесие форм;
  3. актуальность картины, соответствие духу времени, который древнекитайские художники понимали направленным в прошлое
Пересечением внутренних и внешних качеств - как раз и была эта таблица гексаграмм, 8 х 8 = 64 клетки. Каждая клетка обозначает какой-либо возможный смысл. Задача художника найти созвучие между внутренним и внешним, это просто, как найти гармоничное сочетание цветов, но только чувств и дел. Смысловой итог - в поиске тождественности искусства и жизни, в творчестве. Опять Бахтин.


Когда форма наполнена внутри и не теряет своего естества, тогда звучит подлинная музыка. (Чжуан Цзы (книга Чжуан Цзы, стр 25.))
Смысловой итог конфуцианства - гармония пяти стихий разума. На этот раз я разглядываю саму обычную пятиконечную звезду - принт майки с рогатой мордой. Конфуций реформировал даосизм, заменив сложную для непосвященного систему 64-ячеек - понятными любому крестьянину - пятью стихиями разума. Первые три внутренние чувства подлинного бытия (
  1. ритм,
  2. переменчивость,
  3. метафора) - заимствованы из даосизма. А вместо моста над бездной между ними и их внешними проявлениями - Дао - Конфуций предложил новую концепцию двух краев этой бездны:
  4. естественное для человека желание высказаться о своих духовных открытиях и
  5. такое же естественное для человека нежелание ничего слушать, когда тебе об этом говорят другие. Всего пять элементов.
Задача художника - поиск гармоний четырех из пяти стихий собственного мышления по особому правилу золотого сечения. Это любопытно, что четырех из пяти! У Гёте четырех из пяти, у Лакана - четырех из пяти! Значит пропущен пятый элемент? Где он?

Платон писал о невозможности человеку учесть более четырех аспектов, позже Исаак Ньютон утверждал, что семи, но победила точка зрения что только трех, и это привело к открытию Д.Маквеллом цветной фотографии, и такая троичность нашла подтверждение в новом мировоззрении - американском прагматизме. Конечно, компьютерное представление цвета основано на троичности РЖБ, но полиграфический ЦМИК - основан на пяти цветах (пятый - белый цвет бумаги).

Очень просто, желание может быть непреодолимым желанием, а может быть трансцендентной идеей. Это опять Платон, он говорил о двух крайностях,
- о погружении в размышления о сущности собственного восприятия и
- о познании поверхностных качеств предмета.

Так же, как и у греков - у Конфуция было понимание комбинаторики взаимного расположения пяти стихий, но в качестве иллюстрации, вместо додекаэдра он использовал, как бы мы сказали бы сейчас, цилиндрическую систему координат. Я разрезал палку колбасы на семь кусков, Это планеты, Затем повернул куски на бок и разрезал на 12 секторов - это знаки зодиака. А это жизнь, высыпал - на сковородку. Попробуй теперь, угадай правильное сочетание планеты и знака зодиака в этом хаосе?

Часть четвертая. Смысловой итог прагматизма - целевая аудитория (тип знака), определяемое сочетанием двух факторов:

  1. Смысла, как интерпретации (правильнее сказать - классификации) мной самим выбранной мною формы посетившей меня идеи. Чарльз Пирс призывал к символизации терминов философии, чтобы избежать подмены терминов обыденными значениями. Я просто пронумерую всего его невыговариваемые термины - числами.
  2. Самооценки достоверности моего собственного означения идеи знаком. Самоирония, переходящая в депрессию - лишь один из вариантов, это просто неуверенность, что это вообще возможно.
Поясню мысль. У выражения идеи есть форма, она уже представляет собой предварительную классификацию, но пока еще не смысл. Смысл, это отнесение этой формы к определенному типу. Форма - имя идеи, смысл - определение имени словом. Платоновский пример: имя - окружность. Определение окружности - множество точек, равноудаленных от центра.

Затем, нам необходимо проверить свое определение чего-то практически - нарисовав это что-то по заявленному правилу. Изобразив. Получив смысловой результат. Результат применения смысла практически.

Если изображение убеждает нас в правильности смысла - собственного определения - возникает знание. Знание и формирует сам реальный объект. При повторной встрече с этим объектом - все эти сложные определения его смысла не потребуются.

Теперь рассмотрим конкретный объект - человека. Во первых, в основе человека его идея - индивидуальность (душа). Некоторое сочетание ярости, страсти и мудрости (по Платону), некоторое сочетание желания, символа, наслаждения и понимание причины (по Жаку Лакану), некоторое сочетание способности видеть ритм иного, переживать постоянную смену своих взглядов и осознание своей судьбы, желание говорить о своем духовом открытии другим и нежелание ничего слушать, когда ему об этом говорят другие (по Конфуцию).


Реплики (части) целевой аудитории - знаки - они есть некоторое сочетание трех элементов, в этом сочетании проявляется вся наша индивидуальность, как тип мышления:
три типа формы идеи:
  1. иконическая-образная,
  2. индексальная-пример и
  3. символическая,
три типа смысла, как интерпретация формы идеи:

  1. вера-надежда на успех,
  2. как признание фактом или
  3. законом, что выбранная человеком форма для посетившей его идеи - достоверна,
три типа означения изначальной идеи найденной ей смысло-формой:
  1. ремма, то есть гипотетически. К варианту реммы (гипотезы) можно отнести "иронию" (самоиронию автора по поводу невозможности ничего утверждать точно).
  2. дицент, как непосредственно наблюдаемый образ бытия или эксперимент и
  3. как аргумент (доказательство тождественности идеи и ее смыслоформы).

Кроме того, для окончательной классификации смыслового результата - знака - так же как у греков, также как у Конфуция - важна очередность этапов мышления. Сам Чарльз Пирс использовал две разные очередности "форма-означение-смысл" или "означение-форма-смысл".

Прагматизм конца XIX века не закрыл вопрос о поиске смыслового итога мысли. Дискуссия продолжилась. Я ее и продолжил - прямо здесь и сейчас. Но не только, можно вспомнить посмертную семиологию Де Соссюра и постструктурализм, как возврат к от нее к оригиналу, к семиотике. Другой пример, смысловой итог в одной из ранних версий постпрагматизма - шесть вариантов означения идеи смыслоформой, вместо двух в прагматизме.

Смысловой итог философии жизни Ричарда Рорти - утверждение, что "непозволительно оправдывать неравенство возможностей культурной традицией".

Концептуальная метафора (подтекст), ещё один смысловой итог речи - непрямое говорение - создание нового ментального пространства значений слов, через пересечение исходных значений и отражение одного на другое, а также, через обращение автора к концептуальным корням слов.

Часть пятая. Новая геометрия смысла.

Ранее мы с Вами установили, что смысл является защитной реакцией индивидуума - его страхом потерять воображаемое соотношение с некоторой общностью. Это заставляет его строить города, покупать дорогие машины, доказывать новые теоремы, заслуживать награды и так далее.

Страх достался нам от рептилий, смысл - от насекомых? Либо же прав Теренс МакКена - и этот смысл как C12H17N2O4P - как свою фрактальную структуру бытия - нам дали псилоцибиновые грибы свободно растущие на коровьих лепешках? Которыми питались несчастные предки. Этот вопрос может быть исследован отдельно.

Новой геометрией смысла является прагматизм. В 1976 эту мысль развил Артур М. Янг в книге «Геометрия смысла» (The Geometry of Meaning). https://aftershock.news/?q=node/452550

Наша задача сейчас - сделать следующий шаг к истине. Новая геометрия смысла - постпрагматизм. Это справедливо уже из определения. Продолжим.

Предшествует смыслу - форма идеи, следует за смыслом - самооценка его достоверности. Безусловно, такое подробное понимание мышления было и у древних. Но именно прагматизм подменил мир смыслов - целевыми аудиториями. Как и чему бы Вы не искали смысл - самой своей жизнью - Ваша мысль все равно соотносится с некоторой общностью типов знаков мышления. Любая жизнь - выбор целевой аудитории, поиск своей тусовки. Это приговор человечеству. Индивидуальность (не тот смысл) - больше не пресекается, но только потому, что что типов этого смысла только десять. Обозначения: 1 - икона, 2 - инднкс, 3 - символ.

111 113 133 333
112 123 233
122 233
222

переживание (вера-надежда-любовь), схема вообще, чей это верблюд? умозаключение
схема, этот, пропозиция
ой, реклама
фото

Присмотримся к знаку 123 - этот, у него шесть реплик:

123 - лох, жертва - выдает свои беспочвенные фантазии об идее за факт мышления и уверен в достоверности своего смысла.
321 - хищник, куратор, эксперт - его форма идеи символ, смысл - факт мышления, достоверность смысла отсутствует, он самоироничен. и ироничен к другим.

123+321 - устойчивое единство противоположностей. Как 132+231 и 312+213.

Смысловой итог жизни - примитив африканской саванны. Жертвы и хищники сбиваются в стаи - сословия (тусовки) и взаимодействуют друг с другом. Стоило ли ради этого слезать с дерева?

Это проблема нашего современника. Есть индивидуальность, но нет судьбы. Решением этой проблемы стал постпрагматизм. Развитие идей Чарльза Пирса:
  1. Еще большая символизация терминов - в числа.
  2. Деконструкция всех его рассуждений и выводов.
  3. Согласование созданной им мировоззренческой системы со всеми остальными.
Я совсем не удивился, когда понял, что между даосизмом, конфуцианством, пифагорейством, сократизмом, прагматизмом, теорией дискурса и еще много чем - нет никаких противоречий. Это как разные системы координат. Прямоугольная, цилиндрическая, декартова, полярная, сферическая и так далее. Объект - один, мышление человека.

Решением проблемы стал бы новый квантовый язык, частными случаями которого были бы все эти разные системы координат. Этим новым языком оказался цвет. Это заметил еще Исаак Ньютон.

Цвет - естественный квантовый объект. Все мировоззренческие системы - можно свести к цвету. Новый смысл любого мировоззрения в цветовом (квантовом) единстве.

Остальное - дело техники - http://project750342.tilda.ws/page3186588.html

Но, выяснилось, что:
  • Смысловой итог мышления о мышлении - не истина, но дискурс (1234).
  • Дискурс подменил собой гармонии крайностей мышления (можно сказать "истину").
  • Для возврата на путь поиска истины - необходимо искать гармонию дискурсов (господина, раба, философа, софиста, художника, ремесленника, профессора, студента, повстанца, коллаборанта, психоделического гуру и нарка). Это лишь крайности мышления - истина глубже.
Помните историю про пересечение пяти додекаэдров? Смотрите выше.

Внутри мышления человека - как поиска гармоний крайностей своего мышления - находится внутренняя граница - дискурс, поверхность ядра. И попытка понять устройство того, что внутри этого ядра привела меня к удивительному открытию. Прагматизм описывает вовсе не мышление о мышление - которое завершается в дискурсе. А мышление о дискурсе. Мы применяли теорию Чарльза Пирса не правильно. Как законы сочетания глюонов в кварках применять для описания молекул. Но, тогда - это еще больший приговор человечеству, смысл смыслового итога - тот же самый смысл. Завтра будет еще хуже. А за ним - конец.

Напрасно я отправил в мусоропровод колючий шар мышления. Отправлю ка я туда все теории Пирса и начну всё с начал:
  • Пять стадий речи Платона-Конфуция. Это понятно.
  • Квантовая, астрологическая или геометрическая комбинаторика фигур мышления. Понятие поверхности внутреннего ядра, как сферы дискурса. Необходимость проникнуть внутрь. Это тоже понятно.
  • Можно конечно изобрести некоторые новые знаки (квантовые числа), комбинаторикой который являются сами числа, ими будет оперировать квантовый компьютер будущего, либо - использовать старую и проверенную геометрическую модель.
Чем глубже погружение в размышление о сущности собственного восприятия жизни - тем больше в нем открывается деталей. Если точек дискурса (в геометрической модели) - 20, то точек дискурса дискурса уже 40. Точек дискурса дискурса дискурса - 80. И так далее. Это напоминает принцип фрактальности:

  1. Чем точнее измерение, тем непропорционально больше информации оно предоставит.
  2. На разных масштабах встречаются повторяющиеся паттерны (дискурсы) - в геометрической модели это додекаэдры.
Какой в этом всем смысл? Мы не знаем куда нас приведет собственное мышление, как поиск нашей подлинной целостности, но Чарльз Пирс не приблизил нас к этому. Тем не менее до американской аналитической традиции в философии - было еще хуже. "Лох"/"хищник". Саванна.

Наш путь продолжается.

Постпрагматизм дал:

  1. Понимание трех сторон знака, светлой (познания сущности собственного восприятия), темной (познания поверхностных качеств предмета) и инварианта содержания - спектрального цвета. 15 инвариантов, 20 светлых и 20 темных, всего 55.
  2. Расширил матрицу целевых аудиторий с 10 до 55, а число знаков с 27 (162) - минимум до 512. Мир стал больше, вариантов игры в жизнь как поиск смысла - вовлеченности в общность - стало больше. Появился спамер, генератор идей (концептов), сам верблюд, сам собственник верблюда, и сам этот концепт.
  3. Дискурс - серый цвет - вовсе не центральное место новой матрицы мышления, а исключение из правил, нелогичная периферия.
  4. Гармония дискурса - гармония всевозможных смысловых итогов, новое пространство мысли, ядро внутри пространства мышления. Заселение нового континента началось!
  5. Новый смысл - соотнесение себя с новой целостностью. Структурой всего мышления человечества, включая тени умерших предков и неродившихся потомков. Бог - тот кто смотрит фильм на этом экране.

Вместо эпилога.

Знак мышления каждого человека можно представить светящимся, каким-то определенным цветом - пикселом экрана всего мышления человечества. Этот экран видит Бог.

Сколько нас? Сейчас 7,6 млрд. человек. С учетом умерших предков - 100. Размер обычного офисного монитора около миллиона пикселов. Весь экран человеческого мышления - 50 на 70 метров. И, кадры этого фильма полностью сменились уже 15 раз.

Не знаю как Вам, но мне любопытно посмотреть этот фильм, он и есть наша подлинная целостность, муравейник мысли, искать свое соотношение с которым и есть наш смысл.
Часть шестая. Смысловой итог живописной композиции:

Дао

Теория живописной композиции Се Хэ (6 принципов китайской живописи), основанная на опыте Гу Кайджи, связывала "смысловой итог" творчества с "тождеством чувственного замысла (первые 3 принципа) и произведенным впечатлением (вторые три принципа)".

Гармония стихий

В конфуцианской традиции иероглифического письма, пять движений кисти означают пять стихий мышления и "смысловой итог" работы художника представлялся "поиском гармонии стихий по особому правилу (равновесие четырех стихий из пяти)".

Социальная структура VS протест против её изображения

В искусстве "кваттроченто", и ранее - смысловым итогом, для заказчика произведения - феодала или богослова являлось выражение художником смысла, как социальной структуры общества и места в ней самого заказчика. Для художников (например - для Джотто), смысловым итогом произведения, напротив, был протест против таких четко очерченных форм, как изображение бесформенных облаков.

Нарисованный театр VS доведение такого театра до абсурда

В искусстве XIIX века новым смысловым итогом стало усреднение метафоры живописи, до нарисованного театра. В искусстве модернизма смысловым итогом, напротив - было высмеивание этой метафоры нарисованного театра всеми, доступными художнику средствами.

Практическая польза VS иронии по её поводу

В концепции постмодерна ("сверхклассицизма") "смысловой итог" - конкретная практическая польза (художнику, инвестору-коллекционеру, куратору, галерейщику, зрителю, издателю постеров, кому угодно) от картины. В искусстве постмодернизма - смысловой итог - самоирония автора, по поводу невозможности выполнить ни один из четко очерченных ему принципов. Как вариант - просто стёб над ожиданиями публики. У меня был друг Тимур, он как-то пошутил надо мной, в ответ на мой "авангард на заборе" - выставил свой "детский кораблик, нарисованный фломастером по линейке - на заборе". Я в ответ предложил ему выставить в музее открытку с видом музея, купленную в сувенирном киоске этого музея. Он так и поступил.

Воодушевление видениями иного, как подлинный смысловой итог дизайна

В психоделическом искусстве - смысловой итог в воодушевлении зрителя, слушателя проповеди гуру, побуждение испытать те же самые ощущения, что и автор, непосредственно.

По мнению Теренса МакКены - это также и скрытый смысловой итог любого дизайна, вместо формального требования маркетолога - визуализировать признаки высокого спроса.

Памятник застывшим волнам разума

В новом концепте Жиля Делеза 1991, смысловым итогом художественного произведения является памятник застывшим на века чувствам художника, как успокоившимся волнам его разума.
Найти свой знак мышления (артист стейтмент художника)


Практика, получившая распространение ещё в конце XX века. Ответы на вопросы:
  1. Что я рисую (конкретно, конкретней, еще конкретней)?
  2. Зачем я это рисую (конкретно, конкретней, еще конкретней)?
  3. Что значит для меня то, что я рисую (конкретно, конкретней, еще конкретней)?
  4. Какие материалы и технологии наиболее точно позволяют мне добиться заявленного результата (конкретно, конкретней, еще конкретней)?
Зритель оценивает соответствие замысла художника и собственного впечатления от произведения, рождающегося в его собственном восприятии. И - всё!

Счастья всем!

Источники:

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website